Культурная революция трансформирует страну. Часть I


Ценность культурной элиты
заложена в служении высоким
идеалам цивилизации


Причина революции в России

В обществе причины революции до конца не осмысленны, всех это слово пугает. Но революция может быть научно-техническая, промышленная, демографическая, научная, культурная, социальная и политическая. Этот термин применяется даже в астрономии. Революция – это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Это поворот, переворот, радикальное, коренное и глубокое изменение – скачок в развитии общества и познания. Это переход в новое качественное состояние. Революция как качественный скачок в развитии общества, несущий быстрые и существенные изменения, отличается от эволюции, где развитие происходит медленно. Отличается и от реформ, которые производят изменения какой-либо части системы без затрагивания существующих основ. 

С точки зрения человечества история эволюции на Земле есть история прогресса, радикальных революционных решений и кульминационных кризисов. В действительности же история эволюции есть история освобождения духа посредством неуклонно развивающихся форм, которые – последовательно раскрываясь по требованию духа – отвечают его потребностям в каждом конкретном цикле и на каждой стадии роста в результате отклика субстанции на духовные воздействия и впечатления. Воздействие Духа вызывает кризис. Кризис – это точка необходимого напряжения, которая предшествует значительному продвижению по Пути Эволюции. Цель эволюции состоит в том, чтобы довести до совершенства эту объективную символическую форму. А мерилом совершенства человека является совершенство его сознания. 

В отношении революции русская пророческая литература полна предчувствий и предсказаний. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание», написанное им в 16 лет, звучит пророчески: 

Настанет год – России черный год –
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь… 


Революция в русском разговорном языке означает Октябрьскую революцию 1917 года, тесно сплетённую с Февральской революцией 1917 года. Россия переживала глубокий духовный кризис. Народ уже стремился к своему развитию, а монархическое правление его не предоставляло и держало народ в полном невежестве и тотальной безграмотности. Это положение являлось препятствием на пути прогресса и эволюции сознания. 

Душа нации оказывала силовое воздействие, так силы действуют и побуждают к новому отклику и новому мышлению. Над нацией довлеет её силовое поле. Оно воздействует на инструменты, которыми являются откликающиеся умы, способные к восприятию новых идеалов. Ментальные потоки усиливают силовое поле, и одна часть общества включается и начинает транслировать новые входящие в жизнь идеалы, вторая часть их вхождение в жизнь может блокировать, таким образом появляются два противоборствующих лагеря. Так явление Духа происходит через Культуру и преодолевает и преобразует сопротивление материи. 

Монархия не пережила давления Духа и роста национального самосознания, которое формировалось великой культурой Серебряного века, а правящая элита не смогла стать проводниками новой идеи, нового качества и сознания. Режим разлагался, царь не отвечал вызовам времени, и прежняя государственная система стала тормозом развития нации. Общество было больно, разлагалось тело России в форме прежней модели. Форма не поддерживалась внутренней жизнью Души, поэтому умирала. 

Пророческий гений Блока черпал свою осведомлённость на той таинственной границе, где инобытие соприкасается с нашим плотным миром. Он глубоко и точно ощущал не только вихрь космической революции, но и тот застой старой жизни, который предопределил неизбежность революционной метели, разразившейся в ночи XX века. 

Вечерние люди уходят в дома.
Над городом синяя ночь зажжена.
Боярышни тихо идут в терема.
По улице веет, гуляет весна.
На улице праздник, на улице свет,
И свечки, и вербы встречают зарю.
Дремотная сонь, неуловленный бред –
Заморские гости приснились царю...
Приснились боярам... «Проснитесь, мы тут...»
Боярышня сонно склонилась во мгле...
Там тени идут и виденья плывут...
Что было на небе – теперь на земле… 


Стихотворение помечено 1903 годом. В нем – ощущение жизни между сном и явью ничего не видящих и не сознающих «вечерних людей», которым снятся странные сны прошлого, где «тени идут и виденья плывут». «Проснитесь, мы тут...» – окликает их кто-то таинственный. «Что было на небе – теперь на земле...» Все наступило, все свершилось. Прошлые сны потеряли свой смысл. Рок стоит над спящими «вечерними людьми» – неотвратимый и неумолимый, предвещающий им гибель. 

А вот фрагмент стихотворения «Я видел огненные знаки», написанного Блоком в 1904 году: 

И я не знал, что вечер близок,
Что день мелькнул мне одному,
Что там, где дух безмерно низок,
Готовятся изведать тьму,
И в диком треске, в зыбком гуле
День уползал, как сонный змей... –
Там счастью в очи не взглянули
Миллионы сумрачных людей. 


Строки «что там, где дух безмерно низок, готовятся изведать тьму», пророчески глубокие и мудрые, могут послужить эпиграфом не только к грядущим событиям в России, но и к истории всего XX века.


Дыхание Духа наполняло нацию новой Жизненностью. Историю творит Бог, и Он в нацию вдохнул новую жизнь, и прежняя форма государственной системы вошла в противоречие или конфликт с новыми требованиями наступающего мира. 

В 1911 году Блок отметил в своем дневнике: «Все ползет, быстро гниют нити швов изнутри (“преют”), а снаружи остается еще видимость». 

А вот его впечатления от пасхальных дней 1912 года, в которых уже не было ни солнца, ни пасхальной радости, ни устойчивости самой традиционной жизни: «Мороз, черные толпы, полиция, умирающие архиереи тащатся, шатаясь, по мосткам между двумя шпалерами конных жандармов. Все время слышна команда. Петр и собор в белых снежных пятнах, пронзительный ветер…» 

Поэт воспринимал ветер перемен. Потом этот же ветер задует, засвистит в его пророческой поэме «Двенадцать», которую не смогут понять его современники и истинный смысл которой начинает проявляться для нас только сейчас: 

Ветер, ветер –
На всем божьем свете! 


«...Во время и после окончания “Двенадцати”, – писал он, – я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)...» 

Андрей Белый – поэт, писатель, философ – оказался предвестником многих «мировых событий», предсказателем «неслыханных перемен». Задолго до кровавых страстей А. Белый записал в 1906 году: 

Над страной моей родною
Встала Смерть. 


Мы знаем из Евангелия, что никто не вливает молодого вина в мехи ветхие, иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые. Пошла новая энергия, и она вошла в противоречие с отжившей системой государства. Прежняя форма государства не выдерживала давления Духа и новой жизни. Великая Культура вошла в конфликт с государственной системой и общественным устройством. Несоответствие того, что было, – с новыми идеалами, которые входили в жизнь, – вызвало мощный конфликт, который расколол общество на приверженцев старой идеи и тех, кто уже откликался на новые идеалы. Революцию делали развитые и просвещённые люди, откликающиеся на вхождение нового. Разросшийся конфликт расколол страну. Нарастал социальный конфликт, который не был разрешён, и распад системы пошёл изнутри. Социальная система вошла в конфликт с новыми требованиями Духа, действующая идеология и монарх, который не откликался на новую идею, явились тормозом в развитии нации. Прежняя система сама стала тормозом прогресса и ставила крест на развитии, но развитие затормозить невозможно, и прежняя, сдерживающая форма распалась. 

Дух выражает Себя посредством Культуры. Новая идеология входила в жизнь через культуру и вызывала конфликт. На воздействие Духа откликались писатели и философы Серебряного века. Они были проводниками Духа, поэтому воздействовали на цивилизацию или массовое сознание. Воздействие Духа выражается в литературе, и так формируется национальное самосознание нации. Соприкасаясь с высшей реальностью поэты, писатели и художники в своем творчестве уподоблялись Великому Творцу, выступая в роли Его сотрудников, проводников идеи, преображаясь сами, они преображали физическую реальность. Они говорили и пророчествовали о том, что должно прийти новое. 

Об этом сказано в статье «РОССИЯ — МЕССИЯ ГРЯДУЩЕГО ДНЯ»: «Русские писатели и поэты пророчествовали как о великих бедах России, так и о её великом будущем. Они пророчествовали об истинном источнике культуры и искусства – об иных мирах, как бы предсказывая будущий духовный синтез и творческое откровение. Дыхание Инобытия коснулось поэтов и писателей Серебряного века русской культуры, которого и быть не могло без связи его творцов с иными мирами. Сама эта связь тонкая и хрупкая, но такая явная. ...Положительное, – писал В. Соловьев, – хотя и не полное познание или проникновение в действительность божественного мира свойственно поэтическому творчеству. …Творчество русских мыслителей и крупных писателей содержало предчувствие мировой роли России и её жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий. Русские мыслители и творцы всегда искали совершенной жизни. С этим связан реализм русской литературы в смысле раскрытия глубины духовной жизни». 

Ещё не было бунта и мятежа, но энергия входящего Духа осуществляла давление на умы. На смену культурному влиянию как выражению Души появляется политическая сила, и культура транслируется в идеологии, – большевики активность перевели в политическую плоскость.

Дух культуры способна
провести только интеллигенция

Рассмотрим это явление с позиции мира смыслов и причин. Культура – это воздействие Духа на цивилизацию или массовое сознание посредством воздействия интеллигенции. Последняя является образованным классом и как посредник передаёт или адаптирует массам новые смыслы и знание. Интеллигенция от масс отличается своим мышлением и наличием активного влияния Души. Она способна проводить качество Души и является просвещённой. Массы управляются идеологией, действующей через пропаганду. 

В статье «Надвигающаяся реформа в России» сказано: «Идеология и культура тесно взаимосвязаны. Место и роль культуры в обществе велики. Культура от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура осеняет цивилизацию, как Дух осеняет материю. Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен, читаем мы в Притчах Соломоновых (29:18). Необузданная природа – это мир наваждений, или эмоциональный мир, в котором, словно в океане, утопает род человеческий, и он должен быть поднят в мир ума. 

Откровение свыше обуздывает массовое сознание, или цивилизацию. Как Дух воздействует на материю, так и культура воздействует на цивилизацию. Как Дух одухотворяет, так и культура воздействует духовно, просвещает и обуздывает. Культуру в высшем смысле следует воспринимать как духовное воздействие, как манифестацию Духа, осознанную человечеством как Божественную Волю. Всё обусловлено высшей Целью. Таким образом, Дух, осеняющий материю, нужно воспринимать как Культуру, влияющую на массовое сознание. Через культуру выражаются интеллектуальные и жизненные ценности. Культура и цивилизация – это два полюса, как Дух и материя. Транслируемые культурой смыслы обусловлены идеей, а идея воплощает высшую Цель Бога. Для нации же сама национальная идея является целью. Только высокая цель объединяет нацию. Духовная традиция закладывает фундамент общественных отношений. Невозможно сформировать нравственное общество без духовной традиции. В настоящее время в России её нет. Основное качество духовной традиции основано на ценности Духа. У культуры только одна задача – обуздать безграничную необузданность масс. Направить массовое сознание в нужном для эволюции направлении развития. Чтобы продолжилась эволюция, общество должно быть изменено. Ориентация на удовлетворение только материальных потребностей должна быть заменена на стремление к более возвышенным целям
». 

Общество имеет свои собственные законы развития и импульс к созданию новой жизни всегда идёт «сверху», т. е. исходит от Творца. Интеллигенция способна откликаться на эти высшие влияния Души, поэтому не боится изменений и активно включается в строительство или созидание новой жизни. В эпохальной статье «Революция уже идёт, но никто этого не замечает» мы читаем: «Всё потому что революция, зародившаяся в мире причин почти на пару десятилетий ранее октябрьского мятежа, была обусловлена КУЛЬТУРОЙ, несущей в себе новую ИДЕЮ, коммунистическую ИДЕЮ БРАТСТВА. 

Порождённая ИДЕЕЙ КУЛЬТУРА воздействует на массы через ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ. Это простая метафизическая аксиома. Но откуда берутся идеи? Из приведённой аксиомы ясно, что идеи не может рождать цивилизация – массы, толпа, народ, чернь. Идеи не может рождать даже интеллигенция. Идеи – они в Уме Бога, как сказал русский философ Вл. С. Соловьёв. Да и Бердяев об этом писал. Осознать идею Творца – значит проникнуть в Его Ум, и это сложно даже для просвещённой интеллигенции. Но наступает время, когда идеи Творца всё же необходимо осуществлять. Так идеи инициируют поступь истории, которую, безусловно, претворяет в жизнь человечество. Это и есть основная миссия человека на планете – воплощать идеи Творца
». 

Остро ощущая глобальность начавшегося перелома в культуре, интеллигенция является творцами нового. В сфере национальной мысли интеллигенция является косвенным побудителем к конструированию будущего, воплощая собою авангардное направление. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов как в культуре, так и в истории человечества. Просвещённая интеллигенция является совестью нации и проводником идеи. Интеллигенция поступает правильно исходя из миссии Души. Задача интеллигенции – формировать новые ценности, транслировать идеи и заниматься идеологией. На интеллигенцию воздействует культура. Культура – проводник идеи и носитель идеологии. Она несёт в себе новую идею под воздействием которой интеллигенция формирует идеологию, а в массы она транслируется через пропаганду. Пропаганда была, есть и останется как инструмент влияния на массовое сознание. 

Поэты-символисты чувствовали, что Россия летит в бездну. Это их то ужасало, то радовало как возможность новой лучшей жизни. Благодаря интуиции поэт Блок ощутил все то, что должно было свершиться в будущем в России и в мире. В его поэме «Возмездие» есть такие строки: 

Двадцатый век... Еще бездонней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней,
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи. 


Серебряный век мечтал о переменах и революции, именно проводники новой идеологии её приближали своим стремлением изменить жизнь страны и приблизить общество для реализации столь возвышенных идеалов. Духовная целостность в Душе, а источник Свободы Духа был заложен в христианстве, суть которого – раскрытие внутреннего сознания Христа и Любви, руководство совестью и высшим началом. В глубине православной мысли заложена Свобода, и с ней связана русская идея, пишет Н. Бердяев. В русской идее С.Т. Аксаков признавал идею общечеловеческой культуры. Проявление российской Души выражалось через дворянство, так, А. С. Хомяков верил в Душу России: 

В твоей груди, моя Россия,
Есть также тихий, светлый ключ;
Он также воды льет живые,
Сокрыт, безвестен, но могуч. 


Просвещённая интеллигенция через свою Душу способна откликаться на Душу нации. Поэтому многие верили, что Царство Небесное достижимо и жизнь в обществе вполне возможно выстроить согласно божественных принципов свободы, единства и братства. Вековая мечта об идеальном, справедливом обществе и божественном бытии формировала атмосферу религиозных исканий и поиска Истины как фактора Богоискательства. Коммунистическая ИДЕЯ БРАТСТВА изначально воспринималась как мечта, в этом суть мессианского начала и веры в миссию русского народа. Идея всегда двигает нацию вперёд. Законы прогресса направляют восхождение общества к лучшему и совершенному состоянию. На примере рассмотрения метафизической причины революции как вхождения Духа и выражения Его посредством Культуры важно извлечь урок во избежание возможных потрясений. Откликаясь на собственную Душу, человек становится осведомлённым о новой приливной волне Великого Потока Жизни Творца и Его Духа. Проявление нации следует рассматривать как выражение Души и проводника духовных энергий. Российская нация должна стать проводником Духа и качества Свободы, а Дух входит через новую идею, которую привносят миссионеры. 

Так же как в начале ХХ века Культура неслась стремительным потоком и входила в российскую действительность никак и никем не замеченной, кроме небольшой группы людей, которые – в результате воздействия этой КУЛЬТУРЫ – стали меняться в своих мыслях, действиях и поступках. Таких людей относят к группе интеллигенции. Они отличаются своим сознанием от масс, народа, толпы, которые формируют ЦИВИЛИЗАЦИЮ. Поэтому КУЛЬТУРА соотносится с ДУХОМ, который, как известно, дышит где хочет, а ЦИВИЛИЗАЦИЯ соотносится с МАТЕРИЕЙ, которую необходимо одухотворить. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ соотносится с СЫНОМ, или ДУШОЙ, которая является посредником и проводником: в случае с материей – проводником Духа, в случае с цивилизацией – проводником Культуры.

Надежда и духовное ожидание.
Вера в человека и его божественную природу

Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Идеалисты всегда идут из будущего к настоящему. Сначала изучаются тенденции будущего, и уже на основе этих тенденций выстраивается желаемое будущее. Сегодня научная утопия выстраивается из познания прошлого и настоящего к желаемому будущему. 

Мы знаем, что влияние философов и писателей на историю русской мысли является значительным. Серебряный век русской культуры сформировал философскую мысль о духовном преображении человека и нации. Духовная жажда и устремлённость к бесконечному породило движение к новой жизни. 

Идея Царства Божьего включает в себя преображение человека, мира и социальной жизни общества. Идея Царства Божьего должна быть применена в жизни людей как отношение между Творцом и творением. Основная идея Евангелия – это идея божественной духовной жизни, жизни духовно свободных личностей на земле. Известно, что вечная жизнь – это истинно духовная жизнь в Духе как присутствие божественного начала в человеке. Идея Софии указывает на творческую мысль в русском православии и веру в божественное начало в человеке. Мысль о человеке как о творце и творчестве напрямую связана с темой Свободы. Провидение всегда направляло Россию. Серебряный век русской культуры соединил философию с жизнью и теорию с практикой. Философия была направлена на преображение души и общества. 

Нация проживала кризис русской мысли в XIX веке, обличение грехов прошлого и настоящего и поиск русского самосознания и мировоззрения. Блестящие русские умы всегда размышляли над общечеловеческим, над расцветом и упадком обществ, культур и преобладанием морали. 

В статье «РОССИЯ — МЕССИЯ ГРЯДУЩЕГО ДНЯ» сказано: «Великая русская литература отражает томление духа, она родилась от муки и страдальческой судьбы как отдельного человека, так и всего народа, от великого искания всечеловеческого спасения и свободы Духа. Это было связано с качеством ищущей Души, выработанной интенсивной внутренней работой на протяжении столетий, мотивированной духовным исканием спасения и ожидания иной, высшей жизни. Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способный из всех народов вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви.
Одни поэты заглядывали в ближайшее будущее, другие – в дальнее. Но все они своими пророчествами уже писали грядущую историю России.
России Творцом отведена роль строителя нового мира. Россия должна пойти новой дорогой, по которой ещё никто не ходил, пробудится жажда к знанию и к истинной свободе. Это страна будущей Великой Культуры
».

Тоска русского самосознания выражалась в русской мысли о Боге, о себе как о народе богоносце и богочеловеке. Русская литература XIX–XX веков приобрела мировое значение, так как была проводником Духа. Основные мотивы и смыслы русской литературы были духовные. Русские писатели и мыслители всегда искали совершенной жизни, с этим связан реализм русской литературы. Раскрытие глубины жизни позволяло им прикоснуться к тайне жизни и смерти, этим они выполняли свою особую миссию. 

Метафизическое, или духовное, свойство русского народа основано не на индивидуализме запада, а на общественной жизни. В русской социальной мысли общность, коллективизм и братство всегда преобладало над индивидуализмом. Индивидуализму русский человек всегда противопоставлял коллективизм. Новый век вступает в свои права, и наступило время, в котором коллективизм преобразится в групповое единство, групповое сознание и братскую любовь. Так в процессе эволюции искра самосознания, пройдя все стадии раскрытия от общинного сознания масс, далее – ярко выраженного индивидуализма и эгоизма, переходит в стадию формирования «мы» как группового сознания эпохи Водолея. Это засвидетельствует появление нового человека и формирование нового типа сознания, которое будет развиваться в течение последующих двух тысяч лет. Человечество достигло той стадии, когда быстро утверждается чувство индивидуальности. Мужчины и женщины самоутверждаются в каждой области человеческого выражения. 

В веке Водолея человечество вступит в стадию расширенного сознания, которое раскроет ему групповые отношения вместо индивидуальных личностных отношений. Индивидуальное раскрытие и самоутверждение «я» находит свое завершение в Водолее, где индивидуум полностью выражает себя через группу, переходя от служения себе и выражения себя как личности, к групповому служению и возрастающему выражению Иерархии, к которой он всё сильнее притягивается. Именно к этому будут неуклонно подводить законы эволюции. 

Любовь-Мудрость – это, по существу, раскрытие сознания целого, которое можно назвать его групповым сознанием. Природа нового сознания немного раскрыта в статье «ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ»: «Мечта о братстве, товариществе, мировом сотрудничестве и мире, основанных на правильных человеческих отношениях, всё отчётливее возникает в наших умах. Братство есть великий естественный факт существования, с точки зрения божественной жизни, извечно сущей в каждом человеческом сердце и извечно пытающейся выражать себя через индивидуумов, нации и расы. Истинное выражение осознанного братства должно неизбежно утверждаться благодаря установлению правильных человеческих отношений и культивированию доброй воли». 

Его первым выражением является самосознание. Этим термином обозначается индивидуальное сознание человека и осознание им явления, это способность соотнесения с собой. Человек находится в центре своего собственного мира, а вселенная вращается вокруг него. Всё происходящее он соотносит с собой и своими делами, оценивая важность фактора по воздействию на его жизнь и обстоятельства. Когда самосознание достигает совершенства, то раскрывается в душевное сознание, только после этого распознаётся групповое сознание. Когда всерьёз принимается во внимание групповое взаимодействие и интересы большинства, то это указывает на рост осведомлённости души и является слабым намёком на грядущее братство душ.

Групповое сознание - это сознание больших совокупностей, которое человек обретает благодаря развитию своего индивидуального сознания. Он более не центрирован в своём индивидуальном самосознании, а достиг более обширного осознавания, осознавания планетарной групповой Жизни.  Следующий этап раскрывает Божественное сознание.

Новые подходы в образовании

И как мы знаем, XX век был веком небывалых мировоззренческих подмен в духовных сферах человека и государства. Материя жизни вытеснила Дух из внутреннего энергетического пространства человека. В таком сжимании Духа заключалась одна из важнейших особенностей прошлого нашего государства. Она влияла на исторический процесс, искажала его, стараясь увести его из вечности в кратковременность установленного абсолютного или тотального контроля. Об этих искажениях немного написано в статье: «Сознание определяет бытие – так же, как грядущий мировой порядок опирается на базовые духовные предпосылки. Часть II». 

Ценность для общественного сознания правильного объяснения эволюции Эго, или Души, и его постепенно развивающегося на Земле могущества очень велика. Посредством образования самосознание должно раскрываться, пока человек не уяснит, что его сознание является составной частью большего целого. После чего он связывает себя с групповыми интересами, деятельностью и задачами. Последние становятся, в конце концов, его собственными, и он приобретает групповое сознание. Это любовь. Она ведет к мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. Интерес к себе превращается в групповой интерес. Такой должна быть главная задача всякого истинного образовательного начинания. Любовь к себе (самосознание), любовь к окружающим (групповое сознание) переходят, наконец, в любовь к целому (Божественное сознание). Таковы ступени раскрытия сознания. 

В мире образования представление об истинной природе человека приведет к фундаментальному изменению методов обучения. Акцент будет ставиться на обучении людей факту существования Души на своем собственном плане, на природе лунных тел и на методах выравнивания низших тел таким образом, чтобы Душа могла сообщаться с физическим мозгом напрямую и тем самым управлять низшей природой и осуществлять свои цели. Люди будут обучаться, как с помощью концентрации и медитации самостоятельно убеждаться в истинности знания и развивать интуицию, используя таким образом ресурсы Души. После этого люди будут обучаться мыслить, обретать контроль над ментальным телом и тем самым развивать свои скрытые способности. 

Душа стремится раздвинуть границы личностных ограничений, и в первую очередь раскрывая личности мир смыслов. И это становится возможным в том случае, если личность становится добровольным служителем души, её инструментом. 

Истинная работа образования заключается в том, чтобы обучать низшего человека правильному различению и подлинной восприимчивости к видению, чтобы он мог строить в точном соответствии с целью своей души, создавая на Земле то, что является его вкладом в целое. Именно с этого нужно начинать современное образование. Человек ещё не умеет с пониманием работать в мире идей и образов; он ещё не чувствует истинных духовных ценностей. Вот цель ученика, даже если массы не способны пока функционировать на этих уровнях. Первое, что необходимо делать, — это тренировать ребёнка правильно использовать умение различать, способность выбирать и идти к поставленной цели. Надо привести его к лучшему пониманию основополагающей цели бытия и подготовить к мудрой работе в творческой сфере, что подразумевает, в конечном счёте, правильное употребление «умственного вещества» (читты, по Патанджали). Так и только так сможет он избавиться от контроля своей низшей природы, пока человеческое сознание не расширится настолько, чтобы осознать более широкие перспективы. Когда благодаря контакту со своим собственным высшим «Я» он узнает цель и замысел и благодаря восхождению на гору видения его кругозор изменится и горизонт расширится, он придет к пониманию того, что закон – это лишь духовный импульс, побудительный мотив и жизненное проявление того Бытия, в Котором он живет и движется. Он узнает, что импульс этот демонстрирует мудро направляемый и основанный на любви интеллектуальный замысел. Затем он сам начинает умело пользоваться законом или мудро, с любовью и пониманием пропускать через себя столько этого импульса духовной жизни, на сколько откликается, сколько передает и использует его конкретный организм. Он перестает сопротивляться и начинает передавать. Он заканчивает цикл замкнутой самоцентрированной жизни и настежь распахивает двери навстречу духовной энергии. При этом он обнаруживает, что закон, который он ненавидел и которому не доверял, – это оживотворяющий, очищающий агент, влекущий его вместе со всеми Божьими созданиями к славному завершению. 

К настоящему времени, несомненно, достигнут прогресс в обретении группового сознания и меньший интерес проявляется к отдельному «я». Несомненна большая вера в Закон Добра, который ведет все творение к конечному совершенству, и благодаря этому проявляется способность отвернуться от индивидуальных дел и устремиться к осуществлению всеобщей Цели. Такова наша задача и конечная цель. Охватывающее видение, глубокое понимание и расширенный горизонт являются основными составляющими любой работы под руководством Иерархии адептов; стабилизация сознания в течение жизни и осознание фундаментального единства всего сущего должны быть достигнуты прежде, чем человеку можно будет доверить определенные знания, Слова Могущества и управление теми силами, которые приводят субъективную реальность к высшему проявлению. 

Законы души будут признаны как сменяющие, хотя и не отменяющие (так как большее всегда включает в себя меньшее) законы человека. Имеется в виду, что закон всегда соблюдает именно проявляющаяся душа, поскольку, если душа не склонна нарушить закон, то и у человека нет склонности его преступить. 

Свидетельством возрастающей уверенности в том, что душа – это «Я», является мощная оппозиция теории, выдвинутой теми школами мышления, которые подчеркивают главенство материи и объясняют все феномены, как объективные, так и субъективные, активностью материи. Эта тема раскрыта в статье: «Сознание определяет бытие – так же, как грядущий мировой порядок опирается на базовые духовные предпосылки. Часть I». 

Через борьбу с теми, кто придерживается иных точек зрения, истина появляется на свет, так же как, в более широком смысле, дух «взбирается на плечи материи» обратно на свое исконное место, плюс добавляется улучшение качества в результате обретенного опыта. При этом знание займет место теории, а прямое свидетельство – место домыслов. Теоретизирование людей по поводу своей божественной природы скоро должно уступить место убеждению, а их философствование – прямому исследованию души. То, что признается и допускается, даже если еще не понято, является объектом внимания и исследования, и в недалеком будущем наступит день, когда экспериментальная наука души займет свое место в университетах и в общественном сознании и не доказательства существования души, а анализ ее природы, целей и жизни привлечет столько же внимания, сколько сейчас уделяется учеными в различных областях тому механизму, который душа стремится и, в конце концов, будет использовать, так как ничто не в состоянии остановить великое эволюционное развитие. 

Так слова Апостола Павла станут практическим выражением: «Обращайтесь к собственной душе, потому она и есть “Господь в Вас – упование славы”». 


Часть II  
Часть III

Светлана Ченцова


Популярные сообщения из этого блога

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

Образ будущего России – он существует и вполне реален!

СМЕНА СТОЛИЦЫ В РОССИИ

Надвигающаяся реформа в России