Сознание определяет бытие – так же, как грядущий мировой порядок опирается на базовые духовные предпосылки. Часть I



Секрет изменения в том, чтобы сконцентрировать
всю свою энергию не на борьбе со старым, а на строительстве нового.

Сократ


Модель прежнего мироустройства рушится на наших глазах. Мир, в котором мы живём, продолжает претерпевать изменения. Мыслящие люди видят, что мы подходим к определённой черте, очевидному историческому тупику. Весь мир не знает, что ему дальше делать, каков путь дальнейшего прогресса и развития цивилизации. Основные принципы существования государства заложены в культуре и отклике на высшую цель развития, а это всё, как известно, является внутренним состоянием общества. 

 «Обострение противоречий между неизбежными требованиями нового века и прежними подходами вынуждает искать новые пути выхода. Настало время говорить о рождении новой цивилизации и культуры и новых человеческих отношениях. Стране требуются институциональные преобразования, но первичен всегда запрос от элиты и требование перемен от народа. В настоящее время на повестке дня поиск новой модели, новой системы управления, новой системы отношений – преобразование общественных институтов нашего общества и установление нового мирового порядка. Лучшие умы нации продолжают искать образ будущего России, но не хотят понять самого главного, что будущее является следствием новой идеи и идеологии. Требуется осмысление перспективы предстоящих перемен, так как наступает время для изменения положения России» – этот вопрос поднят в статье «Проекция будущего, или Созидание новой реальности». 

Развитие получается в том случае, если точно и верно выбрана ЦЕЛЬ, проложен маршрут, то есть выработан План достижения цели, тогда проявится ВОЛЯ на её достижение. В XXI веке выиграет та политическая сила, которая создаст новый идеологический проект, а идеология, как известно, выстраивается на основе национальной идеи страны. 

Этот кризис связан с состоянием человеческого сознания, новая эпоха выдвигает новые требования и новые качества, новый взгляд на мир. Проблемы человечества достигли кризисной точки: разочарование в религии, в человеческих отношениях и идеалах, кризис в экономике и социальные потрясения будут вынуждать человечество искать пути нового выхода. 

Реальная работа исследования проблем и поиска новой модели непроста и многогранна и выстраивается на принципах метафизического понимания человека, без этого невозможно получить ответ на запрос нового и увидеть перекосы и издержки нашей истории как работы над ошибками.

Сознание определяет бытие

Человечество не желает обсуждать причины системного мирового кризиса, но всё, от чего человек бежит, находится в его голове или сознании. Поэтому мы не станем разбирать следствия, а постараемся рассмотреть смыслы и причины происходящих явлений, поэтому без обращения к метафизике нам не обойтись. Начнём с простого – с философии и исторического материализма, а также с извечного фундаментального спора: «Сознание людей определяет их бытие, или, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Впервые оно было использовано в работах Карла Маркса. Однако еще до этого философа подобные мысли были и у Гегеля. Только поверхностное суждение может утверждать о незначительности этого фактора. 

Каждый человек обусловлен в той или иной степени. На ребёнка оказывает огромное влияние его окружение. Так прививаются базовые принципы, мнения, суждения, жизненные установки. Нам говорят, что человек в значительной степени зависит от той среды, в которой существует. В совокупности все материальные аспекты жизни и окружения составляют бытие личности. Сознание же человека – это духовная сторона существования, – атрибут Души. 

 Приверженцы воззрения «бытие определяет сознание» подразумевают под собой то, что условия жизни индивидуума непосредственным образом влияют на его мышление. Подавляющее большинство людей не в силах подняться над особенностями своего существования и взглянуть на жизнь субъективно. 


«Сознание человека определяет его бытие», то есть развитие личности зависит от того, как мыслит индивидуум, какие приоритеты и цели перед собой ставит. Обратный тезис легко доказуем на простых исторических примерах. Если бы исключительно бытие определяло сознание, человечество остановилось бы в своем развитии. В мире не происходило бы никаких глобальных изменений. С ростом сознания человечества изменяется и преобразуется мир. 

Выражение «бытие определяет сознание» свидетельствует о том, что мышление человека зависит от внешнего мира. Оно не стоит «над» окружающей действительностью, но находится в прямой зависимости от неё, и это правда. На этом фундаментальном расхождении мы и остановимся. Оно своими корнями уходит в глубь эпох и веков и кроется в причине разделения человечества на две большие группы. Различия между двумя этими группами очень велики, эти же причины кроются между разделением человечества на правителей – руководителей или управляемых и подчинённых, капиталистов и рабочих, и эта же проблема существует между трудом и капиталом. Без этого фактора в государстве невозможно произвести правильно социальные реформы, а ответ приходит из метафизических смыслов, которые будут раскрыты во второй части статьи. 

Начнём с философии. В Греции она сначала называлась aletheia, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие, т. е. проявление. Главная цель философии – вынести на поверхность, открыть тайное или сокрытое. А проявить – значит произнести слово. Философия – это слово, открытие бытия вещей, произнесённая тайна. Она является методом прояснения смыслов, и во многом её деятельность в этом качестве выступает как просветительская, в этом её суть. 

В XIX веке российская нация проживала кризис русской мысли, обличение грехов прошлого и настоящего и поиск русского самосознания и мировоззрения. Блестящие русские умы всегда размышляли над общечеловеческим, над расцветом и упадком обществ, культур и преобладание морали. Влияние П.Л. Лаврова как философа, социолога, публициста, революционера и идеолога народничества на историю русской мысли не менее значительное, чем влияние Соловьёва. Интеллектуальное и гражданское подвижничество Лаврова и Соловьёва привело крупнейших представителей двух основных течений русской философии – антропологизма «гуманистического» (отрицание метафизики с опорой на рационалистические традиции в философии) и антропологизма христианского. Одно течение идёт от западников, другое – от славянофилов, здесь мы тоже наблюдаем два подхода в мировоззрении. В Соловьёве и Лаврове оба течения становятся строго философскими. 

В статье «Мир открывает двери перед тем, кто знает, куда идёт» обозначена суть двух подходов в философии: «В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к матери. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они мыслят: на материалистов и идеалистов, подход рационализма и иррационализма. Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Идеалисты признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Материалисты же отстаивают мысль, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Именно здесь проходит линия водораздела современной философской мысли. 

А теперь представьте себе, если из целостного философского воззрения убрать понятие метафизики! Каково! Игнорировалось понятие “метафизика” и акцентировался вопрос “Природы” и естественных сил, т. е. физика, а не метафизика. Была введена наука социология как наука о человеке. Эта наука рассматривает вопросы человечества только с социальной точки зрения.
Понятие об истинной природе человека и его конечных целей сделалось несущественным.
Требуется новый подход, ибо материалистическая точка зрения, полностью игнорируя метафизический подход, является ограничением.
Из науки философия убран Бог и – метафизика – как способ мышления и постижения взаимной связи с тем, что выше физики. 
 
Истинный философ видит явления в истинном свете под углом вечных ценностей. 

Способны ли философы-материалисты предложить России выход из кризиса, следуя своей формуле: «Бытие определяет сознание»? 
 
Найти философский камень – значит открыть Абсолют. Это камень мудрецов, и он открывает для нас законы жизни. Абсолютный и Наивысший Разум в философии – это Истина. Мы постигаем Бога только как высшую мысль. 
 Философия способна дать ответ на вопрос: каковы мировоззренческие стандарты в нашем обществе».

А они таковы, что «бытие определяет сознание», и это утопия. Наступило время серьёзно задуматься над тем, что, проживая жизнь, куда же человек эволюционирует? Что эволюционирует и изменяется? А эволюционирует сознание, именно оно изменяется, но современная философия не раскрывает этот вопрос. 

Сознание – атрибут второй Солнечной системы, в которой мы живём, и как же его не учитывать? Сознание – атрибут Души. Именно сознание определяет бытие, а значит, Душа первична и начинать изменения нужно с признания Души. Первично сознание, а не материя. В современном человеке развивается сознание, а значит, должна учитываться Душа, т. к. Душа – носитель сознания. Наступило время принять наличие Души и первичность сознания. 

Немного раскроем суть эволюции сознания


Если взглянуть на времена и циклы раскрывающейся исторической панорамы, то в конце концов история представляет собой повествование о росте и развитии человека от пещерной стадии с сознанием, сосредоточенным на животной природе, до нашего времени, когда человеческое сознание неуклонно становится всё более объемлющим и ментальным и далее вплоть до стадии совершенного сына Божьего. Это повествование о постижении человеком творческих идей, которые формируют человечество и определяют его судьбу. 

Вся история эволюции – это история сознания и расширения принципа «роста осведомлённости», когда на смену микроскопическим интересам самосознательного человека приходит постепенно развивающаяся способность вмещения, в конце концов вводящая его в сознание космического Христа. 

Многие ещё только начинают регистрировать осознание той области выражения – область осведомлённости души, – о существовании которой им известно, но которая пока не стала для них естественной областью выражения. Многие немало знают о ней теоретически, но пока не имеют практических результатов приложения этого знания. Многие понимают, что такое сознание, и осведомлены о царстве души и редких впечатлениях, приходящих от этого царства, но пока ещё не стали самим сознанием и не отождествились с душой. 

Осознание низшего единства представляет собой единство природы формы. В этом единстве душа настолько полно отождествляется с материальным аспектом, что не видит ничего отличного от него и является формой, не зная себя как душу. Этот период раскрытия человечество уже прошло. 

Последующая болезненная дифференциация сознания до отчётливого понимания двойственности. В этом состоянии человек ясно сознаёт свою сущностную двойственность. Ему известно, что он есть дух-материя, форма-жизнь и душа в проявлении. На этой стадии, которая длится много жизней и ведёт человека по пути испытаний и ученичества до третьего посвящения, центр тяжести (назовём это так) неуклонно сдвигается от формы к душе. Растёт понимание того, что существует Реальность, которая включает в себя и в то же время устраняет двойственность. 

Сила эволюции неуклонно направляет человечество к осознанию своей божественной природы и бессмертию. Фактор бессмертия связан с переносом сознания и фактором непрерывности сознания. Осознание высшего единства заменяет чувство двойственности, и на этом финальном этапе исчезает ощущение себя как души и как тела. Сознание отождествляется с одушевляющей Жизнью планеты и Солнечной системы. Переживаемое при этом состояние бытия не поддается никакому выражению ни словом, ни умом, ни формой. Именно в сознании заложен ключ к духовному продвижению и становлению Богочеловеком. Благодаря своему разуму человек способен подняться к высотам Божественного сознания.

Великий иудейский провидец попытался описать эти три стадии следующими словами: Я Есмь (Тело, самосознание личности, человек, Святой Дух, Личность, низшее «я», Форма, Материя); Я Есмь То (Душа, Любовь и единство, Ангел Присутствия, Сын – Христос, Эго, Высшее «Я», Сознание, Сила); Я Есмь То, Что Я Есмь (Дух, Воля и Свобода Духа, Присутствие, Отец, Монада, Божественное «Я», Жизнь, Энергия). Он дал простое, сжатое и адекватное выражение, если только наше развитие позволяет нам оценить его. 

Тоска русского самосознания о Свободе, страстная вера в свой подвиг и в Истину, наконец, приведёт просвещённую интеллигенцию российской нации к осознанию Духа, который и наделит этой свободой. Н. Бердяев оценивал «Философию свободы» в «Самопознании». Свобода – это свойство духа, она заключена в свободе мысли и способности направлять, руководствуясь влиянием эволюционного процесса. 

Россия живёт великой мыслью той самой, о которой точно сказал В.С. Соловьёв: «…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Идея есть наша национальная ценность, понимание которой взращивалось в веках. В. Соловьёв писал, что русский народ – это народ будущего, который разрешит те вопросы, которые мир уже не в состоянии разрешить. Это вопрос об Истине, человеке и о божественной природе человека. Российское самосознание всегда ставит не промежуточную цель, а конечную. Этой целью является национальная идея страны, соединяющая мысль человека с Вечным или с мыслью Самого Бога. Так приходит ответ в национальное самосознание о смысле жизни, и это не восторженная созерцательность, а практический глубинный реализм, раскрывающий глубину человеческой природы. 

В статье "РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ" (часть 1. Введение в терминологию) сказано: "В новой философской энциклопедии есть определение: «Русская идея – философский термин, введённый Вл.С. Соловьёвым в 1887–88 гг. Широко использовался русскими философами в кон. XIX и XX вв. (Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, её христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества".

Российская мессианская идея утвердит Свет Духа и Волю Творца и явится просветлением для готовых умов нации, тем самым расширит сознание человека и пробудит внутренние силы всей нации, неся собою просвещение. Метафизический подход произведёт переход философской мысли за границы поверхностного материалистического познания. 

Философия марксизма-ленинизма заложила фундамент материалистической платформы, и люди мыслят этими стереотипами. Законы эволюции требуют принять наличие Души и первичности сознания. Говоря о нации, мы говорим о национальном сознании и Душе нации и это сознание групповое.  

Часть II

 Светлана Ченцова


Популярные сообщения из этого блога

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

Образ будущего России – он существует и вполне реален!

КУЛЬТУРА РОССИИ ВОПЛОЩАЕТ ИДЕАЛЫ НОВОЙ ЭПОХИ. ПРИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ МИРА. Часть I

СМЕНА СТОЛИЦЫ В РОССИИ