РОССИЯ — МЕССИЯ ГРЯДУЩЕГО ДНЯ


И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, –
Мессия грядущего дня!
А. Белый

Пророческий характер

русской литературы

С неиссякаемой верой в Россию написано стихотворение А. Белого «Родине». Мы видим космогоническое пророчество в страстном призыве поэта. Русские писатели и поэты пророчествовали как о великих бедах России, так и о её великом будущем. 
 
В своём творчестве великим может стать тот человек, который воплощает какую-либо идею. Писатели и поэты составляют литературный процесс, в котором каждый литератор пытается её осмыслить. Многие пытаются понять высший смысл существования народа или нации, как высший замысел Творца. Истинные писатели и поэты производят смыслы. Наиболее талантливым из них удаётся осветить высший смысл существования как человека, так и нации. Великие нации всегда воплощают идею и являются сознательным инструментом Творца.

Идея в русской культуре всегда была определяющей несмотря на то, что каждый писатель, поэт и художник её видел по-своему и воплощал как мог. Эта идея влияла на умы интеллигенции, вдохновляла проводников русской культуры, привлекая своей красотой. Для русского человека она была воплощением мечты. Идея стремления к прекрасному принуждала двигаться в направлении реализации этой цели. В своей основе она имеет христианские корни воплощения на Земле Царства Божьего.
 
Русская культура формировалась на осознании человеческих качеств, поэтому в русской литературе остро проходит тема выбора. Великий вклад в национальное осмысление внёс Ф.М. Достоевский. Страдания, о которых он писал это прохождение пути очищения российской нацией.
 
Как русские писатели и поэты формировали национальное самосознание, так на русскую литературу повлияла Западная мысль. Философия Гегеля пронизывала всё русское общество. На творчество А.С. Пушкина серьёзно повлияла античность, переосмысление средневековых сюжетов, а также просветители: У. Шекспир, Вольтер, Ж. Руссо, Л. Стерн, Гегель и Карамзин. Пример Карамзина вдохновил Пушкина на изучение русской истории и культуры. Велико его влияние на творческие искания А. Пушкина. На творчество Достоевского повлиял И. Кант и Ф. Шиллер. 
 
Следует отметить, что в свою очередь, античная культура заложила фундамент всему последующему западноевропейскому мышлению. Из философии Платона и Аристотеля родилась вся западноевропейская философия.
 
Духовная культура, как особая форма или метод познания окружающей действительности, сакральна в своей основе. Она связана с высшим влиянием. Культура является одним из важнейших проявлений творчества инобытия субъективного влияния на нашу жизнь. 

Историю творит Бог, она есть реализация божественного Плана и Его идеи. Дыхание Духа через культуру и идею наполняет нацию новой жизненной энергией. Дух, осеняющий материю, можно представить в отношении к человечеству как КУЛЬТУРУ, воздействующую на ЦИВИЛИЗАЦИЮ: «Проект основ культурной политики». Именно интеллигенция несёт КУЛЬТУРУ в цивилизацию.
На идею первой откликается интеллигенция, она является проводником идеи. Великие перемены в стране начинаются с изменения идеи и культуры. Эти изменения порождают писатели, поэты, философы и художники, проводя Дух культуры и инициируя культурную революцию.

Русские поэты XIX–XX веков указывали на роль субъективного влияния на нашу жизнь, 
как бы предсказывая будущий духовный синтез. Многие из них обозначали истинный источник культуры и искусства как высшего воздействия. Гении познали вдохновение. Они пророчествовали о миссии России. Истинная интеллигенция вдохновляется свыше, поэтому ей понятен фактор «Откровения свыше». В этом ключ к гениальности, поэтому интеллигенция знает роль влияния творческой мысли на судьбу России. 
 
Поэты и художники способны творить новый мир. Преображая себя, они способны преобразить физическую реальность. В своём творчестве уподобляясь Великому Творцу, они выступают в роли приводных ремней.

Дыхание Духа коснулось поэтов и писателей Серебряного века русской культуры. Это стало возможно благодаря их связи со своими душами. Философ Владимир Соловьев жил в постоянном соприкосновении с миром смысла, который был его опорой.
                                                                                 
 
«...Положительное, – писал В. Соловьев, – хотя и не полное познание или проникновение в действительность божественного мира, свойственно поэтическому творчеству. Всякий истинный поэт должен необходимо проникать «в отчизну пламени и слова», чтобы оттуда брать первообразы своих созданий и вместе с тем то внутреннее просветление, которое называется вдохновением и посредством которого мы и в нашей природной действительности можем находить звуки и краски для воплощения идеальных типов...».
И чем выше это вдохновение, тем ближе становится мир высший, тем реальнее возможность творческого откровения.

Великий русский поэт А. С. Пушкин познал процесс вдохновения и поведал о нём в стихотворении «Пророк». Этот процесс приближает художника к творческому откровению и вызывает в нём пророческий дар.
Прямо смотрел «из времени в вечность» и Ф. И. Тютчев, соприкасаясь с высшей реальностью. Проникновенный поэт писал:

Мы видим: с голубого своду
Нездешним светом веет нам,
Другую видим мы природу,
И без заката, без восходу
Другое солнце светит там...


Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры: «В Россию можно только верить», – писал он. У поэта было благоговение к духовному характеру народа. Он верил в высокое призвание России и писал о её исторической миссии: «Ты – лучших, будущих времён глагол, и жизнь, и просвещенье». Поэт знал, что русский народ:

Чует над своей главою
Звезду в нездешней высоте,
И неуклонно за звездою
Идет к таинственной мечте.
Русские писатели и поэты пророчествовали великое будущее России, и предсказывали невиданные перемены:

России Богом дан суровый жребий!
О, сколько жертв Россия понесёт;
Пока душа её, как белый лебедь,
Безумный мир от гибели спасёт!


Почему же именно России суждено великое будущее? С чем связана её выдающаяся миссия? 
О божественной миссии России с давних времен существует множество пророчеств. На её великую роль и ведущее начало в мировой истории неоднократно указывалось в работах Рерихов. «Я связываю со своей родиной огромные надежды… Россия – это пространство будущего», – говорил младший сын семьи С. Н. Рерих. И ещё: «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле». 

«Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете, с достоинством можете ответить:
«Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры. Страна Великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание. Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры» (Н. К. Рерих). 

Николай Рерих писал: «Новое сознание даст возможность прорасти новому обществу». Новая эпоха вступает в свои права и путь к новому сознанию уже проложен: «ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ». Со временем откроются непреложные факты существования других цивилизаций, даст о себе знать жизнь за пределами Солнечной системы. 
 
Русская литература отражает томление духа, она родилась от страдальческой судьбы народа, от великого искания всечеловеческого спасения и свободы Духа. Интенсивная  внутренняя работа шла на протяжении столетий. Она связана с качеством ищущей Души,  мотивированной духовным исканием спасения и ожидания иной, высшей жизни.
Эта мысль раскрыта в статье «Неизбежность культурной революции в России»: «В сознании российской нации живёт идея духовного подвига во имя общего блага. В прошлом внутренние духовные процессы формировали в народном мышлении и сознании отклик на мессианство. На такой подвиг способна та нация, которая откликается на свою божественную Душу. Идея мессианства, по выражению Н. А. Бердяева, подобна молнии, «сходящей с духовного неба». Она приходит из Высшего мира и носит тот огненный характер, которым обладают мысли, творящие целую эпоху. "В грозе и молнии", – писал Н. К. Рерих, – кует народ русский славную судьбу свою.  

…Творчество русских мыслителей и крупных писателей содержало предчувствие мировой роли России и её жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий”. Бердяев точно определил особую роль “Руси святой” в истории планеты. “Странник Светлого Града” жил в русских мыслителях и российских героях, во всех тех, кто был готов принести свою жертву на алтарь правды и истины». 
 
Русские мыслители искали совершенной жизни. С этим поиском связан реализм русской литературы в смысле раскрытия глубины духовной жизни. Русский философ Г. Шпет отмечал: «Назначение художника: увидеть». Увидели ли наши художники новую действительность в нашей старой сущности? Одни поэты заглядывали в ближайшее будущее, другие в дальнее. При этом все они своими пророчествами уже писали грядущую историю России. 


О мессианской роли России в истории человечества впервые ярко заговорили славянофилы: А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, И. и К. Аксаковы. Они считали, что на русском народе лежит печать Божьего избрания. Россия призвана дать миру истину, явить идеалы святости и высокой нравственности. Россия, по их мнению, это Русь Святая, земля святых, Град Светлый. 

Философ и поэт А. С. Хомяков в 1839 году в пророческом стихотворении «России» точно написал:
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, –
Тебе Он дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твоё всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему – и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный –
Прозрачный Вышнего покров!
 
В этом стихотворении мы видим напоминание о высшем предназначении России: «О, вспомни свой удел высокой!».
В 1854 году в стихотворении «Раскаявшейся России» Хомяков продолжил тему богоизбранничества России:

О Русь моя! как муж разумный,
Сурово совесть допросив,
С душою светлой, многодумной,
Идет на Божеский призыв,
Так, исцелив болезнь порока
Сознаньем, скорбью и стыдом,
Пред миром станешь ты высоко,
В сияньи новом и святом!
Иди! тебя зовут народы!
И, совершив свой бранный пир,
Даруй им дар святой свободы,
Дай мысли жизнь, дай жизни мир
Иди! светла твоя дорога:
В душе любовь, в деснице гром,
Грозна, прекрасна – ангел Бога
С огнесверкающим челом!

Достоевский был сознательным глашатаем русской идеи и русского национального сознания. Так он формулирует свою потребность в мессианском национальном сознании: «Всякий великий народ должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нём-то, и только в нём одном заключается спасение мира, что он живёт на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной».
 
Мессианский народ призван послужить делу спасения всех народов, всего мира. Такую задачу всеобщего спасения ставит Достоевский перед русским народом. «Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способный из всех народов вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви». 

«Судьба России, – писал В. Соловьев, – зависит <...> от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой. Условие для исполнения её всемирного призвания есть внутренняя победа добра над злом в ней… Народы решают свою судьбу». 

Для
внутренней победы и всемирного признания, Россия должна проявить свою Душу и стать из разрозненного народа единой нацией. В статье «ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ» читаем: «Только российская нация – это и есть грядущее России, да и всего человечества». 
Россия, преодолевая огромные трудности, должна устремиться в новый мир, а он созидается только новой идеей.

Россия – это новый Прометей
для грядущей цивилизации человечества


Греческая аллегория о Прометее обозначает воплощённого Бога. Распятый Титан – это символ Небесного Человека, воплотившегося в человечество. Он похитил огонь с неба и за это был наказан. Место его пребывания известно как Ад. Прометей скован и страдает на протяжении веков. Он не может умереть, будучи бессмертным. Символизм Прометея имеет глубокий метафизический смысл, он относится к духовному человеку. 

Прометей дал смертным огонь, одарил человечество мудростью. Прометей «дающий Огонь и Свет» прикован к скале. Он - божество, оказавшееся в Аду. Он относится к благодетельным Существам, которые принесли Свет Миру и одарили человечество разумом, что символизирует Прометей. Это наши Спасители «Сыны Пламени и Мудрости» олицетворённые греками в Прометее. Прометей пожертвовал собой ради блага человечества. «Прометей – божественный аспект Манаса, сливающийся и устремляющийся к Буддхи – был божественной Душой» читаем в «Тайной Доктрине» томе II. 

Человек есть животное плюс бог внутри. Дар Прометея – это становление Полубогом на Земле. Низшие страсти приковывают высшие устремления к скале материи, порождая страдание и боль. Горящий в яростном пламени своих земных страстей, в пожаре, разожжённом его мыслью, распознающий теперь добро и зло, но всё ещё раб животной души, терзаемый коршуном сомнения и полного страдания, Прометей уже сознательное и ответственное существо. Это страдающее человечество. 

Закованного Прометея, спасает Геракл, мировой ученик, т.е. ученик на Пути служения. Так люди, выражающие животную природу, способны превратиться в потенциального Бога. Становятся свободными, чтобы «силой брать Царство Небесное». Человек вновь станет свободным Титаном древности при слиянии земного и божественного. 

Человек вновь станет тем Прометеем, каким он был до своего «падения в материю». Он зажёг огонь своего сердца и осветил Путь человечеству, по которому оно идёт по сей день. 
 
Россия станет свободным Титаном древности, когда приступит к реализации национальной идеи от Создателя. Она станет факелом, зажигающим в сердцах людей огонь Духа и нового мышления. Прометей, Бог внутри, может теперь идти на служение миру и снять бремя с плеч Атланта. 

«Куда пойдёт Россия, туда пойдёт весь мир», – утверждает пророчество. Россия беременна национальной идеей, и когда она разрешится от бремени, то на фундаменте национальной идеи воссоздастся новая идеология не только для России, но и для всего человечества. 

России Творцом отведена роль строителя нового мира. Россия должна пойти новой дорогой, по которой ещё никто не ходил. Это страна будущей Великой Культуры.  Пробудится жажда к знанию и к истинной свободе.

Возрождённая страна укажет путь к мировому сотрудничеству. На чём основано созидание нового мира? Что открывает врата в будущее? Новый путь для государства открывается только национальной идеей.

В России национальная идея как призрак: все о ней говорят, но никто не знает, где её найти. Где взять эту идею? Кто её даст? Её наличие должно стать ориентиром на пути развития государства, только она формирует проекцию будущего и закладывает новую теорию. Национальная идея открывает видение и позволяет формировать стратегическое развитие государства на ближнюю и дальнюю перспективу. Наделяет суверенитетом и независимостью, формирует истинные ценности и культурные традиции.

По этому поводу Александр Минкин точно написал в своей статье «Русские или россияне?». Вот что он пишет: «Четверть века в Кремле искали национальную идею. Возможно, даже бюджеты и гранты проели-пропили. Но идею не нашли. Неудивительно. Найти идею сложно; обычно это озарение гениального одиночки, а не коллективно слепленный документ». 

Но где он, этот гениальный одиночка? Может быть, надо было на протяжении двадцати пяти лет искать не саму идею, а этого пророка? Гений ломает каноны, статья: «ПРОРОК И ОТЕЧЕСТВО». Если это так, то на чём должно основываться это пророчество? На трёх основных тезисах:

Во-первых, на высказывании известного русского философа начала ХХ века Вл. Соловьёва: «…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (Соловьев B. C. Русская идея // Журнал «Пространство и время». М., 2010. № 2. С.127). В этом коротком предложении сформулирована истинная суть построения национальной идеи не только России, но и любой нации.

Следующий важный тезис, на котором должна будет строиться концепция национальной идеи, – это то, что Бог обладает умом, подобно тому как им обладает человеческая личность. Правильнее даже было бы сказать наоборот: Бог обладает личностью и, подобно Ему, истинный человек тоже обладает личностью. 
«Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самим фактом своей идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности», – писал в своих трудах русский философ и богослов В. И. Несмелов. 

И последний тезис: ум – неотъемлемый инструмент личности и у человека, и у Бога – понуждает к мыслительной деятельности в направлении некой цели. 

Аристотель утверждал, что «…Бог –совершенный мыслитель, владеющий всеведающим, всепонимающим и всезнающим интеллектом, который и делает его абсолютным сувереном мироздания, гарантом суверенности истины». Обладая интеллектом, Бог мыслит, а значит, имеет собственную ближайшую цель или задачу, для осуществления которой Он инициирует Волю и тем самым творит историю. 

Россия первой должна откликнуться на требование новой эпохи. Водолей – это знак мирового служения и российская нация активно управляется этим влиянием. У власти в России должна быть высшая цель. Н. В. Мелентьева, «Русская философия»: «Власть в России должна признавать над собой миссию предназначения и духовную всемирно историческую цель». 

Задача русского мировоззрения и системы взглядов всегда заключались в выявлении смысла Бытия, сущности человека и в обосновании на их основе смысла конкретной жизни в целом. Национальная идея раскроет сознание человека в новом свете, приведёт к принципиальным изменениям, наполнит нашу жизнь конкретным содержанием и смыслом. 

Высшая Мудрость подразумевает, что мы должны познать универсальные законы, с тем, чтобы научиться работать в согласии с ними. Национальная идея станет возрождающей духовной силой в нации. Задачей философа является подчеркнуть значение интеллектуального аспекта, связывающего материальное с духовным и объединяющего их в одно прочное целое. Затрагивая высокие материи, мы вступаем в царство метафизики. 

Демиург старается как можно больше уподобить мир Его Идее... Вечно сущая Божественная Жизнь, или Интеллект, стоящий за проявлением и использующий его для достижения Своей Божественной Цели, приводит формы в полное соответствие с требованиями этой жизни.
Статья: «Трансцендентная причина для нации. Часть I» и Часть II». 

Правильное решение этой задачи обеспечивает правильное понимание счастья и процветания нации. 
 
Российская нация сохраняла порой в невыносимых условиях свою преданность Свету и высшему Началу: следовать Воле Отца Небесного в выполнении своей жизненной задачи. Нет ничего хуже невыполненного долга. Нет ничего более тягостного, что по тяжести содеянного было бы сравнимо с предательством того дела, которое является священным долгом и трудом во имя Жизни на Земле. 
 
Об этом священном долге обществу напоминали писатели и поэты Серебряного века. Они, как художники, способны были заглядывать в будущее и пророчествовать о грядущей России Золотого века. К подвигу своей души российская нация шла не одно столетие, и пришло время для реализации принятых нашими душами обязательств. Российская нация призвана провести Божественную Волю и распространить Божественный мир изнутри нас во внешний мир. 
                                
В нашей жизни пришло время подвигу. Подвиг мы совершаем тогда, когда делаем дело Бога на Земле. Великим делом для нации является реализация национальной идеи от Творца. Наступило время духовного пробуждения для российской нации, нужно только увидеть то великое дело, основанное на принципах Божественности и Божественной Свободы, которым мы все должны заняться. Свобода как свободное выражение божественности или Духа. Эта Божественная возможность позволит выстроить жизнь в соответствии с духовными идеалами. Невозможно отложить работу по изменению сознания. Интеллигенция или передовые умы нации, должны идти в авангарде этого процесса. 
 
России предлагается светлый Путь. С принятием идеи мы все будем свидетелями русских побед. Строить новую Россию Создатель Мощь даст. Когда Божественная Мощь нисходит в физический мир, то никакой человек и нация не способны противостоять Божественной Воле. В соответствии с космическими сроками должен быть наведён на Земле порядок. Борьба против Истины и Самого Бога, который инициирует этот процесс трансформации всего человечества, нации, индивидуума и прежнего мышления, столкнётся с новой силой приливной волны новой энергии. 
 
Страна без идеи как человек без цели. К чему стремиться и куда плыть кораблю под названием Россия? Национальная идея воплощает высшую миссию нации. Отсутствие цели и национальной идеи можно рассматривать как угрозу существованию государства. 

Величие нации определяется её способностью осуществлять волю на достижение возложенной на нацию Цели. Это и есть истинная политика. Сама нация воспринимает эту цель как собственную национальную идею. Она заложит фундамент духовного раскрытия нации и всего человечества. Так в России будет разработана мировая идеология и может быть представлена миру в качестве модели. Главным и приоритетным направлением явится развитие нации, с тем, чтобы формировать отклик на высшие влияния Души и Духа. 
 В «ОТКРОВЕНИИ» читаем: 

«Своё практическое воплощение русская идея обрела в русской культуре, с её повышенным вниманием к духовным, к нравственным запросам человеческой жизни. …Историческая уникальность России, её самобытность ни в чем не проявилась так ярко, как именно в её культуре» [Межуев В. М. «О смысле “Русской идеи”»].
 
«…всё же творчество Мамлеева, особенно в последние годы, даёт намёк на Путь к спасению. Он лежит в России: в России – как Идеи, России – как духовной миссии ... И если нам суждено возродиться, так только с этой мыслью, и с этой мечтой, и с этой миссией» [Н. В. Мелентьева в передаче «Русская классическая литература»].
 
Закладывая духовную основу для совместного продвижения к созиданию новой жизни, нация станет жить в стране великой Культуры.
Н.Рерих подчёркивал особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества, когда нравственное разложение и разъединение достигает своего апогея. В такие моменты именно Культура является противовесом хаосу и разрушению, единственной опорой, способной удержать человечество в состоянии равновесия и объединить его.

«Служащий Культуре перестаёт быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и светлейшей мечты в жизни, — писал Н. К. Рерих. ...Всячески нужно укрепить сознание, что мысли о Культуре не отвлечённость, но созидательное утверждение». 

Светлана Ченцова

Комментарии

Поделиться: