РОССИЯ — МЕССИЯ ГРЯДУЩЕГО ДНЯ


И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, –
Мессия грядущего дня!
А. Белый

С неиссякаемой верой в Россию написано стихотворение А. Белого «Родине». Космогоническое пророчество звучит в страстном призыве поэта.

Пророческий характер
русской литературы

Русские писатели и поэты пророчествовали как о великих бедах России, так и о её великом будущем. Искусство как особая форма или метод познания окружающей действительности сакрально в своей основе. Оно связано с высшим, с иными мирами и без их влияния и воздействия существовать не может. Культура является одним из важнейших проявлений творчества инобытия в нашей жизни.

Русские поэты XIX–XX веков указывали на эволюционную роль Высшего Инобытия в земном творчестве. (Инобытие – субъективное бытие, это иная форма бытия.) Они пророчествовали об истинном источнике культуры и искусства – об иных мирах, как бы предсказывая будущий духовный синтез и творческое откровение. 

Иные миры творили поэтов и художников, наступала Богочеловеческая эпоха, провозвестником которой стал В. Соловьев. Поэты и художники через новое искусство становились способны творить новый мир, «новую землю и новое небо», как сказано в Евангелии. И в своем творчестве уподоблялись Великому Творцу, выступая в роли Его сотрудников, преображаясь сами, они преображали физическую реальность. 

Дыхание Инобытия коснулось поэтов и писателей Серебряного века русской культуры, которого и быть не могло без связи его творцов с иными мирами. Сама эта связь тонкая и хрупкая, но такая явная, как никогда, говорила о наступлении нового времени. Блок, Белый, В. Иванов, Гумилев, Мандельштам и другие вещали и пророчествовали об иных мирах, о наступлении времени «зорь и рассветов». 

Владимир Соловьев жил в постоянном соприкосновении с миром смысла, который был его опорой. Его поэзия и философия наполнены ощущениями и мыслями этого «двоемирия».



«...Положительное, – писал В. Соловьев, – хотя и не полное познание или проникновение в действительность божественного мира свойственно поэтическому творчеству. Всякий истинный поэт должен необходимо проникать “в отчизну пламени и слова”, чтобы оттуда брать первообразы своих созданий и вместе с тем то внутреннее просветление, которое называется вдохновением и посредством которого мы и в нашей природной действительности можем находить звуки и краски для воплощения идеальных типов...» И чем выше это вдохновение, тем ближе становится мир высший, тем реальнее возможность творческого откровения.

Великий русский поэт А. С. Пушкин увидел процесс вдохновения, исходящий от высшего своими духовными очами, и поведал о нем в стихотворении «Пророк». Этот процесс приближает художника к творческому откровению и вызывает в нем пророческий дар.

Прямо смотрел «из времени в вечность» и Ф. И. Тютчев, соприкасаясь с высшей реальностью. Уникальный и проникновенный поэт писал:

Мы видим: с голубого своду
Нездешним светом веет нам,
Другую видим мы природу,
И без заката, без восходу
Другое солнце светит там...


Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры: «В Россию можно только верить», – писал он. У поэта было благоговение к духовному характеру народа, к его особенности. Он тоже верил в высокое призвание России и писал о её исторической миссии: «Ты – лучших, будущих времён глагол, и жизнь, и просвещенье». Поэт знал, что русский народ:

Чует над своей главою
Звезду в нездешней высоте,
И неуклонно за звездою
Идет к таинственной мечте.

Русские писатели и поэты пророчествовали и о великом будущем России, и предсказывали «неслыханные перемены»:

России Богом дан суровый жребий!
О, сколько жертв Россия понесёт;
Пока душа её, как белый лебедь,
Безумный мир от гибели спасёт!


Почему же именно России суждено такое великое будущее? Можно задаться вопросом: «С чем связана эволюционная миссия России»? О великой миссии России с давних времен существует множество пророчеств. На великую роль России, на ее ведущее начало в мировой истории неоднократно указывается в работах Рерихов. «Я связываю со своей родиной огромные надежды… Россия – это пространство будущего», – говорил младший сын семьи С. Н. Рерих. И еще: «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле». 

«Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете, с достоинством вы можете ответить: “Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры”. Страна Великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание. Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры» (Н. К. Рерих). 

Н. Рерих писал: «Новое сознание даст возможность прорасти новому обществу». Новая эра вступает в свои права и путь к единству нации проложен. О новом сознании написано в статье: «ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ». Со временем откроются непреложные факты существования других цивилизаций, даст о себе знать жизнь за пределами Солнечной системы. 

Великая русская литература отражает томление духа, она родилась от муки и страдальческой судьбы как отдельного человека, так и всего народа, от великого искания всечеловеческого спасения и свободы Духа. Это было связано с качеством ищущей Души, выработанной интенсивной внутренней работой на протяжении столетий, мотивированной духовным исканием спасения и ожидания иной, высшей жизни. 

Эта мысль раскрыта в статье «Неизбежность культурной революции в России»: «В сознании российской нации живёт идея духовного подвига во имя общего блага. В прошлом внутренние духовные процессы формировали в народном мышлении и сознании отклик на мессианство. На такой подвиг способна та нация, которая откликается на свою божественную Душу. Идея мессианства, по выражению Н. А. Бердяева, подобна молнии, «сходящей с духовного неба». Она приходит из Высшего мира и носит тот огненный характер, которым обладают мысли, творящие целую эпоху. “В грозе и молнии, – писал Н. К. Рерих, – кует народ русский славную судьбу свою.  

…Творчество русских мыслителей и крупных писателей содержало предчувствие мировой роли России и её жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий”. Бердяев точно определил особую роль “Руси святой” в истории планеты. “Странник Светлого Града” жил в русских мыслителях и российских героях, во всех тех, кто был готов принести свою жертву на алтарь правды и истины». 

Русские мыслители и творцы всегда искали совершенной жизни. С этим связан реализм русской литературы в смысле раскрытия глубины духовной жизни. 

Русский философ С. Н. Булгаков пишет: «...Зло, как мы знаем, ведет непримиримую борьбу с добром и, что самое опасное, в этой борьбе выступает иногда и под личиною добра, различаясь от него не по внешним, а только по внутренним признакам». Скрытые от других, эти внутренние признаки дают возможность произрасти злу в человеке, присущему малым и великим мира сего. В этом «синдроме» и заключается основное различие между человеком развитого духа и человеком малоразвитым, между личностями с высоким сознанием и низким, между тем, кто самоотверженно служит высшему или общему делу, и тем, кто все делает «во имя свое» и, если обстоятельства ему позволяют, посягает на это Высшее, присваивая заслуги Общего Дела лишь самому себе. 

Русский философ Г. Г. Шпет отмечал: «Назначение художника: увидеть. Увидели ли наши художники новую действительность в нашей старой сущности? Одни поэты заглядывали в ближайшее будущее, другие в дальнее. Но все они своими пророчествами уже писали грядущую историю России. 


Об особой мессианской, исключительной роли России в истории человечества впервые ярко, во весь голос заговорили славянофилы. Это А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, И. и К. Аксаковы. На русском народе, считали они, лежит печать Божьего избрания, Россия призвана дать миру истину, явить идеалы святости и высокой нравственности. Россия, по их мнению, это Русь Святая, земля святых, Град Светлый.
А. С. Хомяков, философ и поэт, в 1839 году в стихотворении «России» в одном из самых пронзительных и пророческих стихотворений блестяще и точно написал:

И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, –
Тебе Он дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое все то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему – и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный –
Прозрачный Вышнего покров!
 

В этом стихотворении мы видим отблеск вечности той России, в которой заключено всё: Дух и материя, ее история, эволюция и высшее предназначение.
В 1854 году в стихотворении «Раскаявшейся России» Хомяков продолжил тему богоизбранничества России:

О Русь моя! как муж разумный,
Сурово совесть допросив,
С душою светлой, многодумной,
Идет на Божеский призыв,
Так, исцелив болезнь порока
Сознаньем, скорбью и стыдом,
Пред миром станешь ты высоко,
В сияньи новом и святом!
Иди! тебя зовут народы!
И, совершив свой бранный пир,
Даруй им дар святой свободы,
Дай мысли жизнь, дай жизни мир
Иди! светла твоя дорога:
В душе любовь, в деснице гром,
Грозна, прекрасна – ангел Бога
С огнесверкающим челом!


Достоевский был сознательным глашатаем русской идеи и русского национального сознания. «Всякий великий народ должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном заключается спасение мира, что он живет на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной», – так формулирует Достоевский свою потребность в мессианском национальном сознании. В таком мессианском сознании изначально отсутствует национальная исключительность. Мессианское сознание народа есть универсальное, вселенское сознание или групповое. Мессианский народ призван послужить делу спасения всех народов, всего мира. И такую задачу всеобщего спасения ставит Достоевский перед русским народом, народом-богоносцем. 

Русский народ должен спасать все народы и весь мир, раскрывать вселенскую правду. «Назначение русского человека, – писал Федор Михайлович, – есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только стать братом всех людей, всечеловеком. <...> Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способный из всех народов вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви». 

«Судьба России, – писал В. Соловьев, – зависит <...> от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой. Условие для исполнения ее всемирного призвания есть внутренняя победа добра над злом в ней… Народы решают свою судьбу». 

Для всемирного призвания и внутренней победы Россия должна проявить свою Душу и стать из разрозненного народа единой нацией. В статье «ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ» сказано: «Только российская нация – это и есть грядущее России, да и всего человечества». 

Россия, преодолевая огромные трудности, должна устремиться в новый мир, а он созидается только новой идеей.

Россия – это новый Прометей
для грядущей цивилизации человечества.


«Куда пойдёт Россия, туда пойдёт весь мир», – утверждает пророчество. Россия беременна национальной идеей, и когда она разрешится от бремени, то на фундаменте национальной идеи воссоздастся новая идеология, и не только для России, но и для всего человечества. 

России Творцом отведена роль строителя нового мира. Россия должна пойти новой дорогой, по которой ещё никто не ходил, пробудится жажда к знанию и к истинной свободе. Это страна будущей Великой Культуры. 

Возрождённая страна укажет путь к мировому сотрудничеству. На чём основано созидание нового мира? Что открывает врата в будущее? Новый путь для государства открывается национальной идеей.

В России национальная идея как призрак: все о ней говорят, но никто не знает, где её найти. Где взять эту идею? Кто её даст? Хотя её наличие должно стать ориентиром на пути развития государства, только она формирует проекцию будущего и закладывает новую теорию. Национальная идея открывает видение и позволяет формировать стратегическое развития государства на ближнюю и дальнюю перспективу. Наделяет суверенитетом и независимостью, формирует истинные ценности и культурные традиции.

По этому поводу Александр Минкин точно написал в своей статье «Русские или россияне?». Вот что он пишет: «Четверть века в Кремле искали национальную идею. Возможно, даже бюджеты и гранты проели-пропили. Но идею не нашли. Неудивительно. Найти идею сложно; обычно это озарение гениального одиночки, а не коллективно слепленный документ». 

Но где он, этот гениальный одиночка? Может быть, надо было на протяжении двадцати пяти лет искать не саму идею, а этого пророка? Гений ломает каноны, статья: «ПРОРОК И ОТЕЧЕСТВО». Если это так, то на чём должно основываться это пророчество? На трёх основных тезисах:

Во-первых, на высказывании известного русского философа начала ХХ века Вл. Соловьёва: «…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (Соловьев B. C. Русская идея // Журнал «Пространство и время». М., 2010. № 2. С.127). В этом коротком предложении сформулирована истинная суть построения национальной идеи не только России, но и любой нации.

Следующий важный тезис, на котором должна будет строиться концепция национальной идеи, – это то, что Бог обладает умом, подобно тому как им обладает человеческая личность. Правильнее даже было бы сказать наоборот: Бог обладает личностью, и, подобно Ему, и человек тоже обладает личностью. «Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самим фактом своей идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности», – писал в своих трудах русский философ и богослов В. И. Несмелов. 

И последний тезис: ум – неотъемлемый инструмент личности и у человека, и у Бога – понуждает к мыслительной деятельности в направлении некой цели. 

Аристотель утверждал, что «…Бог –совершенный мыслитель, владеющий всеведающим, всепонимающим и всезнающим интеллектом, который и делает его абсолютным сувереном мироздания, гарантом суверенности истины». Обладая интеллектом, Бог мыслит, а значит, имеет собственную ближайшую цель или задачу, для осуществления которой Он инициирует Волю и тем самым творит историю. 

Россия первой должна откликнуться на требование новой эпохи. Водолей – это знак мирового служения, и российская нация активно управляется этим влиянием. У власти в России должна быть высшая цель. Н. В. Мелентьева, «Русская философия»: «Власть в России должна признавать над собой миссию предназначения и духовную всемирно историческую цель». 

Задача русского мировоззрения и системы взглядов всегда заключалось в выявлении смысла Бытия, сущности человека и в обосновании на их основе смысла конкретной жизни в целом. Национальная идея раскроет сознание человека в новом свете, приведёт к принципиальным изменениям, наполнит нашу жизнь конкретным содержанием и смыслом. 

Высшая Мудрость подразумевает, что мы должны познать универсальные законы, с тем чтобы научиться работать в согласии с ними. Национальная идея станет возрождающей духовной силой в нации. Задачей философа является подчеркнуть значение интеллектуального аспекта, связывающего материальное с духовным и объединяющего их в одно прочное целое. Затрагивая высокие материи, мы вступаем в царство метафизики. 

Демиург старается как можно больше уподобить мир Его Идее... Вечно сущая Божественная Жизнь, или Интеллект, стоящий за проявлением и использующий его для достижения Своей Божественной Цели, приводит формы в полное соответствование требованиям этой жизни.
Статья: «Трансцендентная причина для нации. Часть I» и Часть II». 

Правильное решение этой задачи обеспечивает правильное понимание счастья и процветания нации. 

В нашей жизни всегда есть место подвигу. Подвигу, который предстоит нации, которая всегда сохраняла порой в невыносимых условиях свою преданность Свету и высшему Началу. Суть богоносности нации русских – счастье постичь Бога и следование Воли Отца Небесного и выполнение своей задачи жизни. И нет ничего хуже невыполненного нами долга. Нет ничего более тягостного, что по тяжести содеянного было бы сравнимо с предательством того дела, которое является священным долгом и трудом во имя Жизни на Земле. Об этом священном долге обществу напоминали писатели и поэты Серебряного века. Они как художники способны были заглядывать в будущее и пророчествовать о грядущей России Золотого века. К этому подвигу своей души нация шла не одно столетие, и пришло время для реализации принятых нашими душами обязательств. Российская нация призвана распространить Божественный мир изнутри нас во внешний мир. 

В нашей жизни пришло время подвигу. Подвиг мы совершаем тогда, когда делаем дело Бога на Земле. Великим делом для нации является реализация национальной идеи от Творца. Наступило время духовного пробуждения для российской нации, нужно только увидеть то великое дело, основанное на принципах Божественности и Божественной Свободы, которым мы все должны заняться. Свобода как свободное выражение божественности или Духа. Эта Божественная возможность позволит выстроить жизнь в соответствии с Божественными образцами. Россия призвана стать высокодуховной страной. Невозможно отложить работу по изменению себя и по изменению сознания. Передовые умы нации, или интеллигенция, должны идти в авангарде этого процесса. 

Мы стоим на самом пороге Нового Мира. Для русского сердца и духа наступает желанный и сосредоточенный миг. Скоро будут перемены, и мы будем свидетелями и участниками русской победы! Будет меч острый для урока погасшим сердцам. России предлагается Путь на небывалую, строящуюся, счастливую явленную стезю. С принятием идеи мы все будем свидетелями русских побед. Строить новую Россию Создатель Мощь даст. Когда Божественная Мощь нисходит в физический мир, то никакой человек и нация не способны противостоять Божественной Воле или Мощи. В соответствии с космическими сроками должен быть наведён на Земле порядок, и следует убрать в сознании препятствия для этих изменений. Трагична учесть тех, кто пренебрегает Божественным Законом и существующим порядком во вселенной. Борьба против Истины и Самого Бога, который инициирует этот процесс трансформации всего человечества, нации, индивидуума и прежнего мышления, столкнётся с новой силой приливной волны новой энергии. 

Во главу угла мы должны поставить принятие Высшего Закона, который требует изменений в нашей жизни, изменений сознания, человеческих отношений, ценностей и конечных целей. Находясь под идеей потребления, одна часть человечества увеличивает потребности животной жизни, и происходит отупление в сытости, а другая часть скатывается к нищете. Увлечение материальным прогрессом в ущерб душевному развитию привело общество к определённому упадку и нищете души. Не является ли эта жизненная цель убийством души, а идеал – испорченным? 

Реализация человеческих потребностей является средством для достижения более великих целей. Общество согласно Высшему Закону и целям эволюции обязано изменить взгляды на развитие человека и нации. Уже неразумно отделять себя от Творца и Великого Зодчего всего творения, от Божественной Иерархии, которая бесчисленные ионы лет существует во вселенной. Человечество уже достаточно развило свой ум и интеллект, чтобы начать воспринимать не только явления, но и смыслы, которые порождаются Великой Причиной. Пора взрослеть и перестать молиться тем богам, которых придумало несовершенное сознание человека. Настало время узнать о
Великой Причине всего, об истине существования основополагающего Познающего Существа, Которое мы неопределённо называем Богом, истины, что как любовь, так и познание являются следствиями того, что называется Волей Бога, и наконец, той самоочевидной истины, что только через само Человечество может осуществляться Божественный План. 

Страна без идеи как человек без цели. К чему стремиться и куда плыть кораблю под названием Россия, никому непонятно. Национальная идея воплощает высшую миссию нации и её мечту. Отсутствие цели и национальной идеи можно рассматривать как угрозу существованию государства. 

Величие нации определяется её способностью осуществлять волю на достижение возложенной на нацию Цели. Это и есть истинная политика. Сама нация воспринимает эту цель как собственную национальную идею. Она заложит фундамент духовного раскрытия нации и всего человечества. Так в России будет разработана мировая идеология и может быть представлена миру в качестве модели. Главным и приоритетным направлением явится развитие нации, с тем чтобы формировать отклик на высшие влияния Души и Духа. 
В статье «РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ» (часть 1. Введение в терминологию) сказано: 



«Своё практическое воплощение русская идея обрела в русской культуре, с её повышенным вниманием к духовным, к нравственным запросам человеческой жизни. …Историческая уникальность России, её самобытность ни в чем не проявилась так ярко, как именно в её культуре» [Межуев В. М. «О смысле “Русской идеи”»].
«…Из простого глубокого анализа русской культуры видно, что Россия не вмещает в себя то, что могла бы вместить. Русская идея должна проявить себя не только в мире, но и на других космологических уровнях, где она может развернуться в полную силу – на земле ей слишком тесно. Поэтому любая метафизическая идея неизбежно реализует себя, потому что этот мир бесконечен. Наш срез реальности – это только маленький, ничтожный её срез. Любая метафизическая идея осуществляет себя, и поэтому Россия осуществляет себя не только в этом мире, но и на других уровнях бытия. Полностью Русская идея может быть осуществима и на других срезах бытия. Это самое первоначальное… самый первый толчок, с чего началась Россия Вечная, то, чем отличалась всегда, – своей духовностью, и эта духовность, видимо, спасала её исторически. Потому что в истории так всегда: если какой-то народ представляет собой какое-то духовное явление, это означает, что фактически ему покровительствует Бог» [Ю. В. Мамлеев в передаче «Русская классическая литература»].

Тема «нетварной мудрости» красной нитью проходит в произведениях многих русских писателей, но «…всё же творчество Мамлеева, особенно в последние годы, даёт намёк на Путь к спасению. Он лежит в России: в России – как Идеи, России – как духовной миссии, России – как философско-метафизической категории. Эта Россия – Вечная, надмирная и пребывающая в мире. И если нам суждено возродиться, так только с этой мыслью, и с этой мечтой, и с этой миссией» [Н. В. Мелентьева в передаче «Русская классическая литература»].
 
Закладывая духовную основу для совместного продвижения к новому мироустройству, нация станет жить в стране великой Культуры.

Н. К. Рерих подчёркивал особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества, когда нравственное разложение и разъединение достигает своего апогея. В такие моменты именно Культура является противовесом хаосу и разрушению, единственной опорой, способной удержать человечество в состоянии равновесия и объединить его.

«Служащий Культуре перестаёт быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и светлейшей мечты в жизни, — писал Н. К. Рерих. ...Всячески нужно укрепить сознание, что мысли о Культуре не отвлечённость, но созидательное утверждение». 

Светлана Ченцова


Популярные сообщения из этого блога

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

Образ будущего России – он существует и вполне реален!

Надвигающаяся реформа в России

Россия явит миру новую цивилизацию. Часть II

«Чёрный август» для России