КУЛЬТУРА - ПРОВОДНИК ИДЕИ И НОСИТЕЛЬ ИДЕОЛОГИИ


«К грядущему через Культуру...
Мы объединяемся в Духе Культуры».
Е.И. Рерих

«Культура есть почитание Света.

Культура есть любовь к человеку.
Куль­тура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть оружие Света. Культура есть спасение…».
Н.К. Рерих
 

Культурологическая мысль России всегда была сосредоточена на раскрытии своеобразия исторической судьбы России, определении её места и роли, говоря словами русского философа П.Я. Чаадаева, в «общем порядке мира». Кроме того, понимание самой сущности Культуры было тесно связано именно с духовным видением мира.

Тема Культуры в русской мысли, впервые получает серьёзное теоретическое осмысление, начиная с «Философических писем» П.Я. Чаадаева и спора вокруг них между славянофилами и западниками. Он определял Культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни. Согласно этой мысли, истинная Культура носит чисто духовный характер.
 
Чаадаев глубоко верил в высокое предназначение России в будущем:
«…Меня повергает в изумление не то, что умы Европы под давлением неисчислимых потребностей и необузданных инстинктов не постигают этой столь простой вещи, а то, что вот мы, уверенные обладатели святой Идеи, нам врученной, - не можем в ней разобраться. А, между тем, ведь мы уже порядочно времени этой идеей владеем. Так почему же мы до сих пор не осознали нашего назначения в мире? Уж не заключается ли причина этого в том самом духе самоотречения, который вы справедливо отмечаете, как отличительную черту нашего национального характера? Я склоняюсь именно к этому мнению, и это и есть то, что, на мой взгляд, особенно важно по-настоящему осмыслить…».

По мнению мыслителя, русский народ принадлежит к тем избранным народам, «которые нельзя объяснить нормальными законами нашего разума, но которые таинственно определяет верховная логика Провидения»…

Позже,  ключевой фигурой в поисках пути русской Культуры и русской Идеи стал философ Владимир Сергеевич Соловьёв. В центре внимания философских и эстетических произведений В.С. Соловьёва, всегда стоял вопрос о реализации высших гуманистических общечеловеческих ценностей - истины, добра и красоты.

В.С. Соловьёв и Н.А. Бердяев являются авторами важнейшего понятия культурологической мысли России - «Русской идеи». У каждого из них есть произведение с одноимённым заголовком - «Русская идея». В самом общем смысле это совокупность оригинальных черт, присущих Культуре и «Душе» России на протяжении всей её истории. В.С. Соловьёв образно определил «Русскую идею» так: «…Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». 

Культурологические взгляды В.С. Соловьёва положили начало мощному движению русской интеллигенции, направленному на преобразование общества не путём социальной революции, а исключительно средствами Культуры и искусства, то есть путём духовного совершенствования. Н.А. Бердяев  же, в своей одноимённой работе, предложил сжатый анализ истории России в тесной связи с особенностями её неповторимой «Души», её национальной психологией.

И. Ильин,  русский философ, писатель и публицист тоже писал, что: «…эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чём он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время, эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия - во всём, в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях”…

В начале ХХ века, в России «…Культура была великая, но в том-то и проблема, что эта великая культура вошла в противоречие с государственной системой, с общественным устройством. И это противоречие, в конце концов, взорвало страну. Революция - то была прежде всего интеллектуальной и культурной, а в последнюю очередь - политической», как очень верно подметил современный российский поэт и писатель Д.Л. Быков.

Итак, вследствие могучего влияния новой Культуры, входящей тогда в объективное выражение, коммунистическая революция вошла в свою политическую стадию. Обратите внимание, что здесь является причиной, а что следствием… Дело в том, что события, произошедшие в России после 1900 года, были обусловлены именно революционной причиной смены Российской Идеи, которую принесла Культура.

«Русская революция не влияла на культуру, она была этой культуры - её порождением. Ведь Русская революция была событием далеко не политическим, …вообще говоря, революция политическая на фоне гигантской революции духа и культуры… отсюда и возникало колоссальное противоречие между русской душой, могучей русской культурой, грандиозным Серебряным веком, потрясающими открытиями научными, социологическими, формальными, какими угодно, и бледной и практически бессмысленной, безнадежной политической системой, которая ничего уже не могла…» Д.Л. Быков.

Метафизическое обоснование революций в России (а их было всего две: в начале ХХ века и сразу после окончания Мировой войны) таково, что они все начинались в результате, стремительного вхождения новой Культуры, всякий раз несущей новую Идею.


Дело в том, что метафизика не подвластна никакой идеологии, власти, времени. Это наука о сущностных основах бытия. Она имеет сходство с наукой физикой, которая пытается понять законы, структуру материального мира. Метафизика же - это наука, которая позволяет понять саму суть явлений, сущностную причину их возникновения. Если физика ищет, каким образом одно явление влияет на другое, то метафизика помогает найти и понять истинные взаимосвязи явлений - этого, так хорошо знакомого нам материального мира, либо отсутствие этих взаимосвязей.

Итак, суть происходящих глобальных изменений основывалась на том, что российская национальная Душа, являясь проводником новой Культуры, никак не могла выразить себя через существовавшую тогда политическую систему. Революция, зародившаяся в мире причин, почти на пару десятилетий ранее октябрьского мятежа, была обусловлена стремительно входящей Культурой, несущей в себе новую Идею, поэтому по сути своей была культурной.

Согласно «царице наук» - науке метафизике: Душа - проводник Духа, она же посредник между Духом и материей. Дух же соотносится с Культурой, а Душа - с интеллигенцией, при этом, материя - это народ, массы, объединённые понятием Цивилизация. Вот и получается, что воздействие Культуры на массы, подобно вхождению Духа в материю. Но если вхождение Духа в материю рождает Сына, Душу, то есть посредника, - поскольку непосредственное вхождение Духа в не одухотворённую Сыном материю невозможно, - то и влияние Культуры на Цивилизацию, также невозможно без посредничества - Интеллигенции.

Порождённая Идеей Культура, воздействует на массы через Интеллигенцию. А откуда же тогда берутся Идеи? Идеи не может рождать даже интеллигенция… Идеи, как мы уже знаем, - они в Уме Бога (русский философ В.С. Соловьёв). Осознать же Идею Творца - означает проникнуть в Его Ум, а это сложно даже для просвещённой интеллигенции... Это всегда особая миссия.

Так вот, наступают времена, когда Идеи Творца всё же необходимо осуществлять… Так Идеи, инициируют поступь истории, которую, безусловно, претворяет в жизнь  человечество. Истинный же политический лидер, Лидер нации - должен осознавать направление исторического вектора и двигаться к Цели, вдохновляясь высшей Идеей.

Итак, Культуру в высшем смысле этого слова - следует воспринимать как духовное воздействие, манифестацию Духа, осознанное человечеством как Воля Бога, направленную на достижение Его Цели. Культура и Цивилизация - два полюса, аналогичные фундаментальной двойственности: Дух и материя. Именно через их взаимодействие порождаются и осуществляются человеческая активность, прогресс и развитие всего человечества. Таким образом, Дух, осеняющий материю, можно представить как Культуру, воздействующую на Цивилизацию.

Любые изменения Культуры являются базовыми качественными изменениями, и они всегда идут сверху вниз. Таким образом, формируются основы нового мирового порядка.

Так уж сложилось, что сегодня к Культуре относят любые проявления народных традиций, литературу, искусство, в общем, всё, что связано с творческим выражением людей. Тем не менее, всё не так-то просто. На самом деле, это Культура может выражать себя через искусство, науку, философию, политику, бизнес... Но далеко не каждое выражение искусства, философии и т.д., проводит Культуру. И это крайне важно осознавать.

Поскольку Культура - проводник Идеи и носитель идеологии в массы, то в случае, например, искусства: только то искусство можно отнести к Культуре, которое является проводником идеологии - той идеологии, которая инициирована Идеей, действующей через Культуру. Как уже мы поняли, в начале ХХ века, в Россию через Культуру проникала коммунистическая идея, которая вошла в противоречие с политической системой царской России. Так, именно входящая новая Культура стала проводником коммунистической идеи, которая через политическую группу направляла идеологию в массы. Проводниками коммунистической идеологии стали тогда литература, кино, театр, наука - все области общественной жизни.

Метафизическое влияние Культуры, заложено в возможности проводить новую Идею Творца. Такое сущностное влияние Культуры, напрямую воздействует на все группы представителей искусства, философов, политические и экономические группы…

Мы с вами, действительно живём в уникальное время. Ведь мы все являемся сегодня живыми свидетелями стремительного вхождения новой КУЛЬТУРЫ, несущей новую российскую национальную ИДЕЮ, на территорию современной России.

Явление же российской нации, является символом проявленной российской национальной Души. Душа нации способна себя проявить только в том случае, если взято под контроль личностное национальное самосознание. А значит, уже открыт путь вхождения российской нации в проявление, суть которой - её нетленная Душа.

Все эти грандиозные зарождающиеся процессы, основанные на стремительном вхождении в проявление грядущей Идей, посредством формирования новой Культуры, мы можем наблюдать уже сегодня и подтверждением тому, являются итоги прошедшего 2017 года…

  НОВЕЙШАЯ КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА


«Владивосток...
Как много в этом слове
Порой, несовместимого сплелось…
ОН, кажется, от Бога город-крепость
И в то же время город-побратим...
И сила в НЁМ великая, и нежность,
И этим ОН подчас неповторим!..
ОН - город удивительных контрастов,
ОН - город, что без тайны колдовства
Похитит Ваше сердце безвозвратно,
Коснувшись только, встретившись едва...».
Колесник О.

В подведении итогов ушедшего года, 24 декабря 2017г., на русскоязычном сайте всемирно известного журнала Forbes, появилась статья «Что делать во Владивостоке: сокровища новоиспеченной культурной столицы». Российский город Владивосток, назвали новой культурной столицей. Высокое звание присвоил Forbes. В последнем номере престижного издания, городу у моря посвятили большую статью. В издании мирового значения упоминаются сразу несколько обстоятельств, для такого знакового заключения. 

Автор статьи рассказывает о самых интересных культурных достопримечательностях города. Это музей «Артэтаж», галерея современного искусства «Арка», Центр современного искусства «Заря», обновлённый цирк и, конечно же, Приморская сцена Мариинского театра. Особо важным, по мнению издания, является тот факт, что во Владивостоке открываются филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея.

Владивостокской арт-резиденцией фабрики «Заря» - Центром современного искусства, уже осуществляется становление г. Владивостка, как значимой точкой на карте всего мирового культурного истеблишмента. Открыт филиал Академии русского балета, более известного как Вагановское училище, где уже обучаются дети. На президентском уровне приняты решения о формировании серьёзного образовательного кластера в сфере культуры во Владивостоке под эгидой Мариинского театра…

Так же, как известно, на новой российской купюре номиналом 2000 рублей - изображён мост на остров Русский. Новые деньги отражают новые задачи г. Владивостока, назначенного российским культуртрегером на Востоке. 


В 2012 году был построен мост через бухту Золотой Рог, соединивший части города, и мост на остров Русский. Сегодня это объект федерального значения, гордость России, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса, как мост с самым длинным вантовым пролетом (1104 м). 
 
«Ночной блистающий Владивосток
Как ты красив, в огнях иллюминаций!
И волны тихо шепчутся у ног
Под говор кружевных акаций.

Теснятся мысли. Пятится прибой,
Куда ни глянь - сверкающее море.
И ночь блуждает вместе с тишиной,
И вновь луна в космическом просторе…

И в вышине, где светит Водолей,
Пронзил вдруг небо метеор стрелою.
Владивосток - Приморский чародей,
Давно я очарована тобою!»…
Аносова К.


В этом случае, мост является реально знаковым для края и России в целом, ибо является глубоко сакральным символом - символом «Антахкараны» - радужного моста, Светлого Пути - соединяющего «дольний мир с горним миром» (личность и Душу). Построить Антахкарану - означает соединить между собой три Божественных аспекта, посредством осознанного ментального усилия, соединить три ума (рациональный ум, конкретный ум, насыщенный светом Души и абстрактный ум), что открывает возможность по этому каналу распознать и раскрыть российскую национальную Идею, посредством новой Культуры.

Согласно Вневременной Мудрости: «…в мире, постепенно, выстраивается единый Мост, состоящий из множества индивидуальных мостов и множества групп. В конечном счёте, он формируется из семи энергетических потоков (поэтому «мост радужный», сияющий). В его построение вносят свой творческий вклад все люди, достигающие стадии контакта с Душой. Преобладающие у них световые волокна сливаются в единое целое и становятся сияющим светом планетарного семеричного Моста. В итоге, Человечество выстраивает групповую Антахкарану - Планетарный Мост в Царство Душ. Каждое подобное усилие формирует Мировую Антахкарану - тот Мост, который позволит Человечеству в целом, осуществить свое Божественное предназначение, чтобы Воля Бога и План Его могли беспрепятственно претворяться от стадии к стадии, от сферы к сфере и от славы к славе»…


Итак, основанный в 1860 году, город Владивосток - являясь административным центром всего Приморского края, стал знаковым и ключевым культурным местом, связывающим Россию с Азиатско-Тихоокеанским Регионом и признан новейшей культурной столицей России.

На сегодняшний день, действительно Минкульт России, на Дальнем Востоке реализует ряд крупнейших проектов страны в области культуры. Это знаменательные для России шаги и один из ключевых проектов - формирование крупнейшего культурного центра конкретно, в г. Владивостоке.

«Вы видели ночной Владивосток?
Вы знаете, какое чудо это?!
Как чаша опрокинутого света -
Сверкающий космический цветок!

Над бухтами гирлянды самоцвета,
И каждое окошко - огонёк...
Автомобилей огненный поток
Трассирует проспекты до рассвета.

Вселенской тьме забвенья вопреки
Все зажжено - реклама, маяки,
В пунктирах ламп причал подводным лодкам.
В ночи подсвечен выход в океан.

Огни, огни... Как будто великан
Живое пламя разбросал по сопкам».
Лапузин Б.

Для зарождения «новейшей культурной столицы России» в г. Владивостоке, символичным событием прошедшего года стало ещё одно, не менее знаковое событие мирового уровня. В конце декабря 2017г., кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа и английский режиссёр Костис Николас представили уникальный мировой проект - документальное видео, в котором в своеобразную симфонию были собраны «голоса» Владивостока.

Данный проект под названием «Звуки Владивостока», уже  получил мировую известность и стал символичным знаковым событием, в формировании новейшей культурной столицы. Акустический и визуальный портрет Владивостока.

 
Мариос впервые посетил Владивосток в марте 2017 года, по приглашению центра «Заря», чтобы услышать город и воплотить в жизнь невероятный музыкальный спектакль, где сценой и актером стал сам его Величество портовый город Владивосток в грандиозном акустическом проекте - «Звуки Владивостока», кардинально меняющий шаблоны нашего восприятия пространства.

«Владивосток - это просто фантастика! Я чувствую его уникальность. Это микс времени. Здесь время соединяется в одну точку. Это необычайно уникальный город, в котором сливается вместе прошлое, настоящее и будущее… Этот город неповторим, ему нет подобных во всем мире - с точки зрения его истории, географии, визуальной и акустической эстетики, и, конечно же, людей, населяющих его…», рассказал Автор и руководитель проекта кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа.

Мариос Иоанну Элиа стал первым резидентом центра современного искусства «Заря» в области музыки. Его целью было создать акустический и визуальный портрет г. Владивостока. Результатом стал фильм, в котором музыка и звуки города, например, рычание тигра (кстати, именно тигр является символом города и изображён на гербе Владивостока) и хруст снега, вступили в активное взаимодействие с тщательно подобранным видеорядом. 


Тигр, как символ города очень знаменателен, ибо символизирует собой могущественную динамическую энергию божественного Первого Аспекта (Аспекта Отца - Шивы). Он Творец и Разрушитель. Этот образ амбивалентен, он одновременно и лунный, и солнечный. Тигр, борющийся со змеей, символизирует небесную солнечную силу. В битве со львом или восточным драконом, тигр становится символом лунным, яростным. «Тигр. Тигр, обжигающе яркий...». Метафизическим образом, амурский тигр являет собой символ Духа России.

«Звуки Владивостока» - это портрет города, в котором я хотел передать свои впечатления от него, показать его Душу, передать его Дух, отразив в звуках то, что невозможно показать визуально, и наоборот - озвучив то, что не передать картинкой… Да, в этом есть немного мистики… Считаю, что Владивосток заслужил этот проект», рассказал Мариос.

Мировая премьера уникального аудиовизуального проекта «Звуки Владивостока» состоялась в Арт-центре современного искусства «ЗАРЯ»… Шум ветра и замёрзшего моря, звуки улиц и порта, восемь дирижеров и 13 различных музыкальных коллективов, симфонический и духовой оркестры, ансамбли традиционных и ударных инструментов - в создании музыки города принимали участие многие его жители. Ещё никогда звуки города не превращали в музыкальное произведение. 

 
Известного кипрского композитора, доктора философии, одного из самых влиятельных мировых композиторов молодого поколения Мариоса Иоанну Элиа, - именно г. Владивосток вдохновил на создание такого уникального проекта мировой значимости. Так, морской город с характером - первый в мире, зазвучал собственной симфонией. Вдохновившись, музыкант решил посредством гармонии звука, раскрыть в новой ипостаси уникальный город, - открыть г. Владивосток, его Душу - для России и всего мира! 

Наблюдайте знаки времени…


Елена Ерёменко
 




Комментарии

Поделиться: