ВЕЛИКАЯ ТЬМА КВАДРАТА МАЛЕВИЧА, СКРЫВАЮЩАЯ ЖИВОПИСНУЮ МОНАДУ




«Если человечество нарисовало образ божества
по своему образу, то, может быть, Квадрат чёрный
есть образ Бога как Существа Его совершенства
в новом пути сегодняшнего начала…»
Казимир Малевич


ОБ ИЗБРАННОСТИ МАЛЕВИЧА

                                                                                                                            
«Много званных, но мало избранных…»
«Малевич - это снаряд, посланный человеческим духом
в небытие, в чистую пустоту интуиции, где единственными
реальностями являются отношения и связи».
Николай Пунин.


Все хотя бы раз в жизни, так или иначе, но слышали о художнике К. Малевиче, поразившего весь мир своим творением, - имеющим магическое, завораживающее, беспрецедентно всепоглощающее воздействие своей картиной - «Чёрный квадрат». А ведь это был далеко не простой художник… То, что он вкладывал в свои картины, как он сам это объяснял, это - философия, это особый язык, это то, что надо взять в руки, посмотреть и почитать…

Прежде чем говорить о глубине безмерно таинственной картины, надо сказать о самом гении художника. Кем реально был, теперь уже всемирно известный, живописец-революционер Казимир Северинович Малевич? И в чём же заключается его «избранность»?

Дело в том, что самая могущественная на планете Воля - это Воля Творца. Так вот, избранными становятся именно те Души в воплощении, кто способен посредством творческой активности проводить Его ВОЛЮ.

Итак, попытаемся пролить свет на тьму, оформленную в геометрическую фигуру выдающегося художника-провидца ХХ века…

Известно, что к 1913 году он был популярен лишь в очень узком кругу, - художником-экспериментатором и самоучкой. В декабре 1905 года двадцатисемилетний Каземир Малевич принимает участие в баррикадных боях на улицах Москвы: вооружённое восстание и первая русская революция 1917г. драматично отражаются на его осознании мира. Этим трагизмом будет отмечено всё творчество художника с 1910-х до 1930-х годов, до самого конца.

Очевидно, что К. Малевич становится радикальным художником-авангардистом… Из дневников художницы, поэтессы и мистика того времени, Е. Гуро: «…Авангардизм в сознании художника - это реальный путь к бессмертию… Победа над временем и пространством, как бессмертие. Появились уже люди, видящие глазами ангелов, совмещающие в одном миге пространство и время. Они способствуют спасению… А мы если и умрём, то вполне веря в бессмертие и открытые пространства! И наша смерть только ошибка, неудача неумелых - потому что наследники инерции».

Путь Малевича - это путь человека желавшего открыть То, Что скрывается за видимой формой. Он по очереди пробовал все модные тогда стили. Пока не нашёл то, чего до него ещё не делал никто. Над ним смеялись, его работы вышвыривали из выставочных залов, но он был упрям. И, в конце концов, он утвердил себя в искусстве, казалось бы простым чёрным квадратом на белом фоне...  К. Малевич писал критику А. Бенуа: "И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. У меня одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас, даёт силы идти всё дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только Преображение!".

На самом деле, Икона нового времени впервые была явлена миру в 1915г. в Петрограде, на выставке «0,10». Малевич сделал жест одновременно сакральный и ритуальный: вознёс свой Чёрный квадрат в красный угол (в русской традиции - это место только для икон!) на футуристической выставке картин "0,10" - показывая тем самым, что для него это - Бог. И он был Им избран! Так вот об избранности…

Начнём с того, что самая таинственная картина XX века, была написана К. Малевичем в очень странных и буквально мистических обстоятельствах. НЕЧТО неведомое подвело художника к холсту и, словно под линейку, написало эту странную фигуру. Как замешивал и накладывал краску, позже, Малевич не сможет - ни объяснить, ни уже удачно повторить, что согласитесь, - очень странно! "Сам Казимир Северинович утверждал потом, что во время написания «Квадрата» перед ним по полотну всё время просверкивали молнии, что неделю он не мог ни спать, ни есть, - пишет исследователь творчества художника К. С. Букша. - Очевидно, что летом 1915 года в Кунцеве, Малевич испытал мощный прилив вдохновения, сильнейший экстаз и после двух лет беспрестанных формальных поисков одним прыжком оказался в беспредметности!". Малевич реально в тот момент, сам не понимал и не осознавал ясно, что он делает. Состояние после завершения работы существенно ухудшилось, художник около четырёх дней не мог есть, кружилась голова, и наблюдалось общее недомогание…

На самом деле это крайне важные свидетельства, подтверждающие именно ВОДИТЕЛЬСТВО в момент создания всемирно-известно шедевра! Это происходит в тех редких случаях, когда реально имеет место быть осенение, вдохновение свыше, когда избранный (заранее готовившийся) становится прямым проводником, каналом высшей Воли, проводя сюда, за завесы - могучие силы и энергии. По этой причине, именно этот, первый Чёрный квадрат Малевича (1915г.) и считается самым энергетически мощным!


По аналогии, приведу ещё известные примеры такого рода избранности, но уже в литературе… Гениальный и самый значимый по глубинным смыслам роман XX века М. Булгакова «Мастер и Маргарита», - появился на свет только благодаря тому, что на то была Воля и Желание Того, Кто избрал М. Булгакова для своей цели: «Воланд в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» – персонификация Великой планетарной Сущности, Духа Земли… Его персонификация. Вот так: ни много ни мало… Не могу знать, понимал ли сам автор романа, кто стоит за главным героем романа – Воландом. То есть, сознательно ли Михаил Афанасьевич взялся за представление такой Великой сущности?.. Пожалуй, это и не важно. Главное, что М. Булгаков продемонстрировал в своём романе способности Воланда. Пусть даже и не во всей Его полноте, но всё же… Он дал понять, что на нашей планете, Дух Земли – это самая могущественная Сущность. И это правда! Все чудеса, описанные в романе как магия, могли твориться только с одобрения Духа Земли или при непосредственном его участии…» - фундаментальное исследование «Метафизическая сущность Воланда в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"».

При этом, в данном случае, для того чтобы этот непревзойдённый роман был создан, конкретная Душа была избрана для особой миссии – посредством метафизического языка, описать и передать Образ и могущество Великой планетарной Сущности - Духа Земли для человечества. Избранная Душа создала для этого несколько своих ключевых воплощений, нарабатывая и оттачивая в каждом, - способность литературно-метафизическим словом описывать иную реальность бытия. Это были три ярких, значимых воплощения одной Души: А. Данте, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков… Именно их живописный язык, их восприятие и заложили основной фундамент нашего современного сформированного представления о субъективных мирах!

Единое ключевое качество данной Души - способность откликаться и посредством слова, художественно точно передавать миру описание иной реальности, - гениально было наработано и выражено во всех этих трёх знаковых воплощениях, а манифестацией выражения внутреннего Гения, стало написание теперь уже пророческого для России и глубоко метафизического романа «Мастер и Маргарита»…

Ещё один известный пример в литературе, это было явление Солнечного Гения А.С. Пушкина. «Когда Творец решил создать российскую нацию, первое что Он сделал, - Он создал её Душу… Однажды, Душа российской нации осенила Александра Пушкина. Это был этап активного влияния Души российской нации на Великого русского Поэта.

Благодаря такому осенению, через А.С. Пушкина российская Душа утвердила в русском народе свой инструмент выражения – русский язык – посредством которого, впоследствии, российская национальная Душа начнёт выражать себя уже в других поэтах, прозаиках, мыслителях. Этим пушкинским языком мы и пользуемся, по сей день. Взаимоотношения с Душой российской нации А.С. Пушкин описал, как грандиозное событие в своей жизни, в своём стихотворении «Пророк». Прочтите его ещё раз внимательно, но уже с другой точки зрения и задумайтесь… Событие описанное в «Пророке», на самом деле, знаменовал кризисный, переломный момент в судьбе Поэта и - это был реальный процесс Посвящения! Подобное случилось с Савлом Тарсяниным – и заметьте, тоже в пустыне – после чего тот стал Апостолом Павлом. А.С. Пушкин был не только русским Поэтом, как видите, - он был Пророком российской нации...» – публикация "Явление российской нации".

Все эти примеры - наглядно демонстрируют воздействие, влияние активно пробужденной Души на свой личностный проводник, тем самым реализуя и осуществляя Высший План здесь, за завесой...

Итак, нашумевшая выставка «0,10» была задумана как попытка заглянуть за предметность, за внешний облик, заглянуть в самую суть вещей. Осознав, что мир не закончен, не завершён и постоянно меняется, что каждая вещь - это скопление молекул, которые могут принимать различные формы, художники решили шагнуть в неизвестность и представить, каково же было бытие до того, каким мы его знаем и как оно изменится, когда нас не станет.

Цифры в названии выставки читались как «ноль - десять», а не как «ноль целых одна десятая». Эта одна из многих смысловых загадок расшифровывается как «выход за нуль творчества», за «уродство реальных форм» в беспредметное будущее искусства, который осуществляют участники выставки, отряхнув обнулённый прах старой культуры. Малевич в своем манифесте утверждал, что «преобразился в нуле форм и вышел за 0-1». Он, таким образом, трансформировал счёт участников «Последней футуристической выставки картин» в ритуальный, поистине последний счёт, который судьбу его самого преображал в судьбу Пророка. В публичной лекции на закрытии выставки «0,10» Малевич назвал квадрат, своим вторым идеальным «Я», «живым царственным младенцем, дитём четвертого измерения и восставшим Христом»! (Христос в Вас, упование славы)

Здесь надо отметить важную закономерность. Как мы знаем, конец прошлого столетия отмечен масштабной цифровизацией всей нашей жизни. Стали уходить в прошлое фото и видео на плёнке. Взамен пришли цифровые форматы… Сегодня цифровизация широко шагнула в нашу жизнь. Но что это  -  цифровизация? А всё просто. Вы разбиваете, например, двумерное изображение на множество пикселей (точек) и присваиваете каждому ноль (0), либо единицу(1), в зависимости от того, засвеченный этот пиксел, либо тёмный. И чем больше будет таких точек, тем мельче они становятся сами, тем выше их плотность, тем качественнее будет переведённое в цифровую последовательность изображение. Таким образом, фотографию зимнего леса можно превратить в последовательность, состоящую только из двух цифр - нолика и единички (а теперь, вспомните название нашумевшей в 1915г. выставки: «0,10»)… Это и есть самая практическая цифровизация.

И хотя приведённый выше, простой метод цифровизации существенно отличается от сегодняшних методов различием сложности алгоритма, тем не менее, у всех у них есть одно общее - это ноль и единица (0 и 1) и больше ничего!, кроме конечно Булевой алгебры, применяемой для обработки двоичного кода. Двоичный код - основа уже сегодняшнего технологического прорыва, и в этом двоичном коде мы пытаемся жить двигаться и существовать. Мы даже собственное самосознание пытаемся оцифровать, упростить его до выражения - «да», «нет». Уходит в прошлое красота десятичного исчисления с её красивыми - витиеватой восьмёркой похожей на ленту Мёбиуса, девяткой, которая на самом деле перевёрнутая шестёрка. Ничего этого больше нет… Есть только ноль и единица  -  0 и 1; да и нет; свет и тьма… И это будущее - предвидел К. Малевич!

А пока, в марте 1920 года, в Витебске, где были написаны основные философские сочинения Малевича о супрематизме, художник строит именно новую религиозную философию, отрешаясь от основных европейских конфессий, представленных в этом городе костелом, православной церковью и синагогой. «Мне пришло в голову, - пишет он, - что если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат чёрный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала»…

После выставки «0,10» Малевич из художника, имевшего двух последователей, превращается в вождя авангардного искусства. Вокруг него объединяются живописцы И. Пуни, О. Розанова, Н. Удальцова, Л. Попова, имена которых в ближайшем будущем составят славу русского авангарда, и возникает его собственное объединение «Supremus». На латыни это прилагательное означает «высший» и «последний», то есть Малевич претендует на создание философско-эстетической и квазирелигиозной живописной системы, которая становится высшей и последней перед преображением человеческого творчества в иную духовную и материальную реальность.

Неужели название и значение термина «супрематизм» имеет такое магическое влияние на человечество и по сей день, вне зависимости от исторического контекста и разницы в менталитете? Безусловно, ибо крайне важно для человека осознавать кому на самом деле мы позволяем доминировать, главенствовать и быть выше нас? Перед кем или чем трепещем и становимся поверженными?...

Малевич проходит через кубистическую фигуративную фазу и полностью погружается в супрематическую беспредметность, превосходящую, по его мнению, видимый мир. Сознание самого художника, находит именно в беспредметности равную себе картину мироздания: картину снявшей конечность отдельного существования и так победившей смерть, бесконечно изменяющейся Вселенной.

Все свои философско-мистические размышления Малевич суммирует в теоретическом трактате «О новых системах в искусстве» и задачу свою он видит в том, чтобы найти знак, эмблему перемен: знак торжества, который, как мечтает Малевич, откроет выход из катакомб города в неземные пространства. А найденным знаком именно этой сверхчеловеческой цели, то есть вечной цепи перемен, становится именно «Чёрный квадрат», который в безбожном воюющем мире начале XX века, являет собой новую эпифанию (греч. – выход наружу, явление проявления Божества в форме!) вечности, новый архитип божественного совершенства.

Здесь крайне важно отметить, что одним из главных направлений в духовных поисках 1900-1910-х годов стала теософия. Раннее абстрактное искусство часто толкуют при помощи теософии, поскольку эта традиция придавала исключительное значение символике геометрических форм. В 1913 году американский архитектор и теософ во втором поколении К. Брэгдон (1866-1946) опубликовал книгу «Первенец высшего пространства: Четвёртое измерение». В этой книге была глава «Человек-квадрат», где автор напоминал читателю, что в «Тайной доктрине» Елены Блаватской (1831—1891), основательницы теософии, «мистический квадрат» рассматривается как проекция куба, символизирующего идеального человека, бессмертное «Я», пребывающее в четвёртом измерении...

Так вот, к 1910-м годам тема четвёртого измерения и его геометрических проекций стала хитом в авангардных кругах. О четвёртом измерении говорили и писали тогда очень многие… По теории Успенского, геометрические фигуры являются проекциями неизвестных нам совершенных тел, пребывающих в четвёртом измерении, которое символизирует абсолютное время и открывает выход в бессмертие. В теории Успенского, Малевич вполне мог увидеть развитие темы бессмертия.

Косвенно влияние теософии, стремящейся соединить важнейшие религии в одно учение, то есть прежде всего синтезировать новую метафизику из христианства и буддизма, Запада и Востока, очевидно и в самой попытке Малевича создать супрематическую живопись, и в его комментариях к понятиям, которыми описывается беспредметное творчество и одновременно сфера нового божественного начала - новый Абсолют. И здесь важна интуиция: летать, доказывает Малевич, противоречит природе человека, тем не менее, человек поднимается в небо, где его настоящий дом. Малевич так определяет смысл супрематической системы, открывающей выход в своеобразную визуальную нирвану: белого на белом, после того, как явлена уже заслонка чёрного на белом, а Дух, душа, материя - только различия тёмного беспредметного...

Живопись Малевича поражает динамизмом и прежде всего внешне статичный мистический «Чёрный квадрат». Новаторство Малевича - не только идейного, но и собственно художественного, пластического плана. Малевич полагает, что ему удалось выделить ген живописного, само действующее вещество живописи: распылить все добытые богатства «на элементы для нового образования тела». Вера в живописную фактуру, которая как живая материя пойдёт па постройку высшей формы жизни, - это вторая вера авангарда после веры в динамизм, скорость, отрыв от Земли и предметности, которые в совокупности ведут в новый духовный Космос.

Теперь очевидно, насколько тогда ещё лишь зародившаяся абстракция была обременена символическим содержанием, как непомерна для искусства и для художника задача, которую тогда же и поставил перед собой Малевич, - взять пространство целиком во всей его беспредметной белизне, и представить мир сразу и весь, не расходуя краски даже на такие грандиозные его части, как - небо!

После 1916 года Малевич окончательно освободил краску от рабских её цепей, «завязал цвета узлом и спрятал их в мешок» ради последней сакральной белизны, на пороге которой искусство заканчивалось и начиналась проповедь… В ноябре 1918 года были записаны слова Малевича о том, что «возможно, больше не надо писать картины, а только проповедовать»

И уже в феврале 1922 года Малевич пишет: «Пикассо боролся с предметным миром, правда, завяз в его осколках, но и это хорошо, мне уже легче было убрать мусор предметный и выставить бесконечность, не практичность, не целесообразность, за что московский Инхук и преследует меня как не материалиста. На одном из собраний все ополчились на меня, но если бы они были новаторы, а не предметники, то никогда бы Искусства не променяли на харчевое изображение кастрюль»…

Это был период кризиса философии жизни, кризис великих систем европейской духовности, в которых религия, наука, философия и искусство ещё не подверглись разделению и специализации. Противостояние «метафизиков» и «производственников» происходит не только в СССР, но и в Европе.

Главный признак нарастающего упадка абстракции в 1930-е годы - свёртывание её мессианских претензий и обмельчание идеологии. И всё же, К. Малевич в борьбе за создание художественной идеологии опередил всех своих советских соперников, войдя в мировую историю искусства. Живопись авангарда в системе Малевича на короткий миг супрематизма совпадает сама с собой, без остатка претворяясь в видимую форму-символ мироздания.

К. Малевич в 1923 году опубликовал манифест «Супрематическое зеркало», в котором с математической определённостью выразил своё восприятие двойственной сущности вселенского Ничто, заключающего в себе всё и вся. «Сущность природы неизменна во всех изменяющихся явлениях», - заявил он. Это утверждение созвучно одному из основных эстетических постулатов дзенского искусства: «Одно во всём и всё в одном». С одной стороны Малевич помещает «мир как человеческие различия», под которыми он понимает Бога, Душу, Дух, Жизнь, Религию Искусство, Науку, Мировоззрение, Движение, Пространство, Время, а с правой стороны - всё это уравновешивается Нулём. Так Малевич ощущает Бога: не как антропоморфное существо, создавшее человека по образу и подобию своему, но как Духовный Абсолют человечества космической эры, преображающего ноуменальный мир в нуле форм!

Покров Майи наброшен на мир, и мир воспринимается «как беспредметность», и чистый холст - идеальное «супрематическое зеркало» для отображения жизни, уравненной с Небытием…

«…В метафизике Малевич ощущал себя последним/первым философом. Истина была предъявлена персонально ему, и тем самым именно он был уполномочен положить конец всем прежним заблуждениям и возвестить начало "нового миростроения". Живописный супрематизм был для мыслителя той дорогой, что вела к постижению бытия; бытие же раскрывало себя в без-предметных картинах... Таков был ответ художника-метафизика на извечный вопрос человечества; Малевич много лет стремился довести его до сознания "общежития", как он обобщённо называл человеческую цивилизацию. То был скорее акт пророка, нежели философа; отсюда его мессианские интонации - родовые черты творчества великих мистиков, харизматических "учителей" человечества» (А. Шатских).


Супрематизм как философия искусства мира и существования сближается с эзотерическим учением древних, стремясь формой и цветом выразить несказанную Сущность Бытия. Итак, в свете «Тайной Доктрины» и теософии цвета произведение Малевича дешифруется как космический Духовный Абсолют, Высшее Творческое Начало, обладающее бесконечным разнообразием запредельных форм. Малевич писал о себе в своём «Супрематизме»: «…Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству...».

Очевидно, что именно богоискательная направленность этого произведения и явилась причиной того, что «коллективное бессознательное» современников отдало предпочтение именно «Чёрному квадрату». Искусство, шедшее по пути конкретного ума давало нуль творчества. Искусство, проповедуемое Малевичем, интуитивным путём познавало гармонию, ритм, Красоту - познавало Абсолют!

Такое направление живописи называется теперь «супрематизм». От слова «supremus», «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи. Как Малевич понимал живопись? Об этом можно сказать одной цитатой: «Когда пропадёт привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

Живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять! Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение истинного художника - одно такое. Без возможности повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если изображён человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни. Высшая Геометрия Малевича в том, что он придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия!

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит и восхищает, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Сильная теория сильной личности. “Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи - “превосходного”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Сегодня это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей. Супрематизм – это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил сам художник.

Если же посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать её величия. Малевич, как и подобает Гению, почувствовал, «в какую сторону ветер дует». Он придумал по сути новый живописный язык (по аналогии, как А.С. Пушкин сформировал в своё время наш современный русский язык, которым мы все пользуемся). Язык соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич. До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. По этой азбуке и существовало всё искусство. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность. Созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма. Так что “Чёрный квадрат” - это не конец искусства. Как иногда его обозначают. Это начало нового искусства. Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Но у Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы. В которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе уже безмерно выразителен. “Чёрный квадрат” - главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Чёрный цвет, потому что он поглощает все цвета. Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата. Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые “слова”. Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях. На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них - Эль Лисицкий. Который изобрёл печатные шрифты, а также новый современный дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича. Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошёл в нашу жизнь. Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича.

Дело в том, что до Малевича и кубисты, и футуристы уже деформировали предмет, но полностью ещё не отказывались от него. Не подвели ту черту, которая отличала старое искусство от нового. Эту запретную черту переступил Малевич, создав беспредметное искусство. Он объяснил, что живопись самоценна, что форма и чистый цвет способны выразить духовное ощущение художника. И создал новое направление в живописи: супрематизм - превосходство субъективного ощущения художника над впечатлением от внешнего мира. В основании своей пластической вселенной он положил три формы: квадрат, крест и круг.

Из этих форм рождаются все отношения в супрематической картине. Еще Малевич утверждает в супрематизме три стадии: чёрно-белую, цветную и белую. Чёрный квадрат исследовал отношение форм, красный - цветов, а белый - фактуры. Из всего этого совершенно революционного подхода в искусстве в конце концов родился современный дизайн, архитектура, мода…

Казимир Малевич со своими учениками стремился склонить к супрематизму все виды искусства. Так супрематизм заложил основы и бытового дизайна. И даже в архитектуре Малевич с легкостью дал толчок новым идеям.

И всё же, Малевич мыслил не прикладным искусством, его идеи касались Вселенной - не много и не мало. Параллельный мир художника не имел ничего общего с концепциями фантастов. Пространственная геометрия Малевича - аллегория строения космических структур. Продвинутый Запад нашёл это изобретение передовым и возвёл Казимира Малевича в ранг культового художника. Сегодня отчётливо видно, что супрематизм являлся новым способом постижения мира, оригинальным методом заглянуть в Космос, больше того - помыслить о нём! Вселенная Малевича выглядит тоннелем, наполненным ослепляющим светом, в котором абстрактные символы становятся ориентирами, вехами бесконечного Космоса.

Как это произошло? Напомним ещё раз этот беспрецедентный случай: Малевич, написав "Чёрный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Произошло это следующим образом: во время работы над очередным абстрактным полотном в художественной вселенной Малевича произошло полное затмение и в прямом, и в переносном смысле слова.

Полностью повинуясь внутреннему наитию (водительству), художник перекрыл - затмил - чёрной прямоугольной плоскостью цветную композицию (её красные, жёлтые, синие элементы просвечивают и ныне…). Новорождённую картину Малевич назвал "Четырехугольник"; в мировую историю она вошла под именем "Чёрный квадрат".

Явлением этой картины художнику открылась всеобъемлющая утопия нового "беспредметного мира", заставившей его остро ощутить свою призванность (избранность). Для него с самого начала было очевидным, что Чёрный квадрат ему был – задан! Много лет Малевич стремился постичь и облечь в слово смысл своего главного произведения" (А. Шатских).

Живописец отразил метаморфозы земной и небесной (космической) энергии, перетекающей друг в друга, через мысль и квадрат. Один исследователь, решивший проанализировать энергетику хрестоматийного «Чёрного квадрата», рухнул перед картиной в обморок. Когда его откачали, он рассказал, что почувствовал невиданную концентрацию инфернальных сил, будто мастерская Малевича являлась порталом в иное измерение. Эту энергетику и ощутил исследователь, потерявший сознание перед «Чёрным квадратом».


Для большинства же людей «Чёрный квадрат» остается исключительно просто чёрным квадратом. Но учёный, решивший познать картину, неожиданно для себя самого оказался в другом мире, что, понятное дело, было неожиданным для него и потому вызвало такое резкое смятение и шок.

Зачастую истинные художники, способные создавать шедевры, волей или неволей используют портал, чтобы с его помощью преломить привычный мир и показать его заново в своих картинах. Так как связь с реальным миром сохраняется, а изменяется лишь угол видения, эти работы признаются зрителем своими, они не пугают, потому что принадлежат известной Вселенной.

Так, магическим образом картины могут связать два мира. Смотрящий лишь восторгается мастерством художника, сумевшего столь оригинально показать привычные, в общем-то, вещи.

Вот уже больше ста лет, самый волнующий вопрос на тему искусства: "Почему же всё таки, именно "Чёрный квадрат" - это шедевр, ведь и я так могу?" Попробуйте, но учтите, что квадрат Малевича - это особая философия, правильно и вовремя преподнесённое новое, путь от предметного к беспредметному и разрушение стандартов. И именно поэтому, Казимир Малевич создал картину, обессмертившую его имя!

Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится – не нравится. Красиво – не красиво. Реалистично – не реалистично. Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся обывателям? Только осудить или высмеять…

До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю XX века, всё ещё позволяют себе думать, что автором «Чёрного квадрата» мог бы стать любой… Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я такое тоже могу нарисовать” и прочее… А теперь оцените “Чёрный квадрат”, как букву алфавита нового языка. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля. И наконец, как Единое целое множественности… Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только лишь вместе с тем пространством, которому он служит…

МЕТАФИЗИКА КВАДРАТА

                                                          
«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно,
но никогда не требуют от себя
приспособить свою голову к пониманию».
К. Малевич


С точки зрения идеи картина «Чёрный квадрат» очень любопытна. Для многих, картина «Чёрный квадрат» - это настоящая метафизическая головоломка. Как говорил сам Малевич - «картина была и началом, и концом мира и искусства».

О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый. Казалось бы - ничего проще придумать нельзя, как чёрный квадрат. Ничего легче нарисовать нельзя, как чёрный квадрат… Тем не менее, он признан шедевром и если сегодня он попадёт на открытые торги, то его будут готовы купить за миллионы долларов!

Как такое могло вообще произойти? На первый взгляд, - примитивное изображение, и вдруг, - всеми искусствоведами мира признаётся шедевром. Очевидно, в “Чёрном квадрате” всё же есть нечто особенное, невидимое обычному глазу…

Центральная картина всего творчества гениального художника, была ведь написана Малевичем в странных и  мистических обстоятельствах. Нечто неведомое подведёт художника к холсту и, словно под линейку, напишет эту странную фигуру…

Пространство «Чёрного квадрата» гипнотизирует, завораживает, и ты вдруг ощущаешь, что оно втягивает тебя, и вот ты уже летишь в кромешной тьме к неведомым мирам... Это произведение Каземира Малевича является некой вселенской тайной, формулой времени и пространства… Почему вдруг простая геометрическая форма оказалась для современников столь привлекательной? Какую загадку загадал нам художник? «Чёрный квадрат» - по праву признано одним из самых мистических произведений Серебряного века.

Отметим, что в то время огромное влияние имели эзотерические учения Востока, получившие в Европе на рубеже XIX-XX веков широкое распространение. Вообще, весь серебряный век в русской культуре - явление чрезвычайно значимое. Серебряный век вобрал в себя достижения всех эпох и народов, в алхимическом стиле соединяя несоединимое, чтобы методом всеобъемлющего синтеза произвести осязаемый архитип будущей культуры, культуры тогда нового XX века… Европейская картина мира с обжитым трёхмерным пространством и рациональным временем дала трещину. Время и пространство устремились в чёрную космическую дыру.

Европейское общество засомневалось в непогрешимости своих истин, и это сделало Европу более чуткой собеседницей в культурном диалоге с Востоком. Древнеиндийская и древнекитайская картины мира с их философским понятием двуединого абсолюта, небытия, бесконечного цикла времён, идеями кармы, метемпсихоза оказала сильное влияние на европейское сознание XIX века. Энергетический полюс общественной мысли на рубеже веков переместился в Россию, здесь должен был произойти вселенский катаклизм. Русский Ренессанс Серебряного века стал общеевропейским явлением и во многом предвосхитил развитие искусства XX столетия, его воздействие на культурное сознание - неоспоримо. Искусство Серебряного века как некий энергетический сгусток приобретало самые разнообразные формы.

«Религиозный смысл искусства эзотеричен: содержание искусства здесь - содержание преображённой жизни» - писал А. Белый. Теперь другим «персонажем» искусства становится некий Духовный Абсолют. «Бог умер!» - провозгласил Ницше. Но если он мёртв, то как же тогда объяснить появление мира и человека? И если не Бог, что тогда управляет Вселенной? Искусство пытается ответить на основополагающие вопросы бытия. «Наша эпоха, - отмечал Н. Бердяев в своей книге "Философия свободы", - если и не признаётся ещё, то будет признана эпохой небывалого обострения религиозного сознания».

Огромную роль в формировании нового сознания многих деятелей культуры сыграли в то время, труды Е.П. Блаватской,  основательницы Нового Теософского Учения и всего мирового теософского движения. Именно Е.П. Блаватская дала западному миру глубокий синтетический взгляд на сохранённые в восточном эзотеризме знания, лежащие в основе первоначальных индоевропейских представлений о мире. «Мы стоим у порога мировой религиозной эпохи творчества, на космическом перевале», - утверждал Н.Бердяев. «Чёрный квадрат» Малевича - отражение мистико-религиозных поисков своей эпохи, в которой числа и геометрические формы стали неотъемлемыми символами искусства.

Всеобщая увлечённость эзотерическими учениями сопровождалась возросшим интересом к философии Востока. В.И. Вернадский, отмечая возрождение индийской философии в связи с влиянием точного знания, находил её «интереснее для западной науки». На этом фоне «Чёрный квадрат» Малевича приобретает глубокий метафизический смысл.

Пифагорейский тетрактис, поглощённый и растворённый единым вечным Небытиём, вдохновил Малевича на создание шедевра. Число "4" было священным для пифагорейцев: оно представляет собой совершенный квадрат, каждая сторона которого абсолютно идентична остальным. Это эмблема божественного равновесия, выраженного геометрически. «Все силы и великие симфонии физической и духовной природы вписаны в совершенный квадрат. И несказуемое имя Того, имя Которого осталось бы непроизносимым, - было заменено этим священным числом 4, наиболее связывающим в клятве у древних мистиков, - Тетрактисом», - отмечает Е.П. Блаватская в своём труде «Разоблачённая Изида».

«Ключом к Пифагорейским догмам служит общая формула единства во множественности; единое, переходящее во множество и эманирующее множество, - пишет Е.П. Блаватская. Это древняя доктрина об эманировании, выраженная в нескольких словах: «Всё из него и через него и в нём содержится». Блаватская доказывает, что это чисто индийское и Браманическое учение: «Мистическая декада 1+2+3+4=10 является выражением этой идеи. Один - это Бог, два - материя, три - комбинация Монады и Дуады (единицы и двойки), несущая в себе природу обеих, представляющая феноменальный мир. Вселенная есть комбинация тысяч элементов, и всё же она - выражение единого духа - хаос для чувств и космос для разума. Вся эта комбинация чисел, выражающая идею творения, - индийская».

«Некоторые из символов, таким образом, - пишет Блаватская в "Тайной Доктрине", - перешли от Востока к Западу, принесённые с Востока Пифагором, который не был изобретателем своего знаменитого "Треугольника". Последняя фигура, вместе с квадратом и кругом, является более красноречивым и научным описанием порядка эволюции Вселенной, духовной и психической, так же как и физической, нежели тома описательных Космогоний и откровений "Генезисов"». Сам Малевич писал: «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец». Вот как К.Юнг объясняет психологию восприятия числа "4": "В истории символов четырёхугольник появляется как развёртывание Единого. Единая космическая суть непознаваема, т.к. её нельзя ни от чего отличить и ни с чем сравнить. С развитием в "четыре" она достигает минимума различимых качеств и поэтому может быть познана". Философский крест символизирует наше человеческое существование: круг жизни составляет рождение, смерть и бессмертие.

В пифагорейской философии единица именовалась Монадой, но и квадрат Малевича часто называют этим словом - его называют "живописной Монадой". Квадрат Малевича - повод к размышлению, чтобы понять себя, найти свое место в безумном мире. В этом есть не просто желание, в этом есть духовная потребность человека! Но не все способны это воспринимать... а жаль!

Существует также поразительное сходство в значении, которое придавали, с одной стороны, Малевич своему квадрату, как некоей "божественной Монаде живописи", а с другой - средневековые авторы, последователи пифагореизма, аллегорически истолковывающие единицу, матерь всех чисел, в качестве символа Бога - Источника "всего сущего"!

Всего Малевич нарисовал 4 «Чёрных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Чёрный квадрат» – это закрашенная картина. Сам Малевич пояснял «закрашивание» тем, что рисовал квадрат быстро, и что идея возникла, как озарение! Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой. «Чёрный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек чёрной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения.

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна – в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание, насколько они не похожи. Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Именно первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным!

Мы уже помним, что в Петербурге в декабре 1913 года состоялась премьера футуристической оперы М. Матюшина «Победа над Солнцем»… Три автора оперы (Малевич – один из них) - переворачивают и меняют физический мир и само знание Законов Вселенной… Особенное значение в этом действе получили рисунки на заднем плане к одной из картин второго действия и занавеса (символ Завес, отделяющих «мир горний от дольнего»), которые в мае 1915 года представились Малевичу уже композициями с квадратом, о которых он написал: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь даёт необычайные плоды!»; «Занавес представляет собой чёрный квадрат, зародыш всех возможностей - в своем развитии он приобретает устрашающую силу»

И вот в декабре уже 1915 года в Петрограде на выставке «0,10» Малевич впервые показывает свой «Чёрный квадрат», размещённый среди других абстрактных композиций но не как картина, на стене, а подобно иконе - в красном углу! Шедевр Малевича - картина не только о геометрии на плоскости, но и о глубине познания и Откровения! Квадрат изображён отнюдь не по линейке, он объёмен и дышит... Это квадрат-пульсар.

Символично, что на выставке «0,10» продаётся манифест Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», знаменующий появление новой эры в истории искусства - супрематизма, которому будут суждены долгие годы исследования… Так, в период с 1913г. по 1915г., зреет идея «Чёрного квадрата» - одной из самых знаменитых картин XX века, которая и по сей день, всё ещё вызывает ожесточенные споры. Мы обратимся к тому, как объяснял «Чёрный квадрат» сам Малевич, на протяжении двадцати лет возвращавшийся к этой простейшей и вместе с тем закрытой для однозначного понимания теме…

Чёрный квадрат - это картина, которую не повесишь «вверх ногами», поскольку у неё нет ни верха, ни низа. Контраст чёрного и белого навевает простейшие ассоциации с добром и злом, двумя полюсами, плюсом и минусом, горячим и холодным, бытием и небытием, реальностью и нереальностью...

А поскольку мы знаем, что картина кроме белого и чёрного цвета включает и другие цвета, можно решить, что «Чёрный квадрат» скрывает всё разнообразие мира. Это предположение наталкивает на мысль, что люди, привыкшие делить людей на плохих и хороших, видеть полосы белые и чёрные, забывают, что мир куда сложнее.

Положение картины, так недвусмысленно намекающее на то, что «Чёрный квадрат» - это икона, даёт простор для воображения. Не хотел ли Малевич провозгласить новую эру, символом которой был бы чёрный квадрат?

На “Квадрате” 1915 года очень заметны трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Это ещё не все. Под ней – другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма.

Так почему же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности! Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет Идея. Он хочет её выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут не значимые картины. Или которые художник считает неудачными. Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.

«Чёрный квадрат» со всей возможной очевидностью разломил мир на прошлое и будущее. Прошлое безвозвратно погибло, превратившись в мёртвые музейные экспонаты и предметы интереса коллекционеров и ценителей старины. Будущее же оставалось неведомым, но смутное предчувствие надвигающейся катастрофы было уже невозможно игнорировать. Старая история медленно умирала в агонии, а новая ещё не родилась. Мир повис в невесомости, обречённый вскоре сгореть в огне надвигающихся войн и революций, навсегда изменивших его облик.

Место иконы занял «Чёрный квадрат», повешенный в «красном углу» экспозиционного зала, а под ним - пустой стул… До Февральской революции и отречения Николая II от престола оставалось меньше двух лет… Он не оставляет нас равнодушными, этот «Чёрный квадрат» вошёл в нас и поселился в нашем сознании… А как объяснить эту закономерность, всегда следующую за демонстрацией картин Малевича? Революция 1917г.... Голодомор на Украине 1932г.... Распад СССР 1990г...


Малевич и сам начнёт работу по исследованию феномена своего «Чёрного квадрата» через год после его создания. Эти многочисленные труды будут попыткой самому себе объяснить, что за удивительное происшествие случилось с ним в момент написания картины. Думаю, наедине с самим собой он признался себе, что картина им не рождённая, а лишь воплощённая... НЕЧТО неведомое стоит за ней.

Тот, кто хотя бы раз видел эту картину, уже не забудет её никогда. Она навсегда врезается в память, оставляя в ней не стираемый отпечаток, ощущение сопричастности к чему-то неведомому, что невозможно не только высказать, но даже помыслить. Это идеальный объект для медитации, открывающий путь к интуитивному постижению реальности, угрюмый и одновременно светлый образ, вмещающий в себя всю Вселенную и остающийся при этом свободным от любой истины или догмы, посягающей на его самоценное существование по ту сторону добра и зла. В пространстве «Чёрного квадрата» Бог Абсолютен в своей божественной полноте, Он не нуждающейся ни в каких дополнениях и комментариях.

«Важно понимать, что реально, Чёрный квадрат Малевича – это квадрат, выражающий четыре принципа: атрибут ума, чувственный атрибут, жизненный атрибут (эфирный двойник) и плотное тело. С помощь этих четырёх принципов Душа человеческая выражает себя в пятимерном пространстве, её четвёртый принцип (физическое плотное тело) способен функционировать только в трёхмерном пространстве» – знаковая публикация «КАРТИНА МИРА».

«Чёрный квадрат» - это метафизическое зеркало для человека, в котором ужаснуться или восхититься можно от своего внутреннего "я" - очищенное от всех иллюзий наваждений и вымыслов, идеальное зеркало, - отражающее внутреннюю пустоту тех, кто предпочитает смотреть на мир с закрытыми глазами, и зеркало, в котором открывается вся живописная Красота и грандиозность Плана Творца для тех, кто пробужден сияющим Светом божественной Монады!

МЕТАФИЗИКА ТЬМЫ


«От тьмы к свету, от нереального к реальному…»

“Чёрный квадрат” невозможно повторить, ибо он не так прост, как кажется, - на самом деле, он НЕ совсем чёрный.

Как сегодня известно, химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая - жжёная кость. Вторая - чёрная охра. А третья - ещё один природный компонент… тёмно-зелёного оттенка. Ещё Малевич примешал мел. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

Получается, что Малевич не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил прочерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку краски. Всё дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

И всё же, - главный герой картины это несомненно чёрный цвет. Почему же тогда чёрный?.. «Дело в том, что истинная картина скрыта под чёрным слоем, символизирующим нашу действительность…Мы живём – всё ещё в прошлом, и это прошлое определяется не временным фактором. И хотя развитие нашей Солнечной системы происходит уже во второй эпохе, всё же мы живём в материи прошлой Солнечной системы, символом которой служит Сатурн, так же как Луна – праматерь нашей Земли. Когда-то вся её субстанция была перенесена на нашу планету. Ну, не совсем вся, ведь кое-что ещё осталось – то, что сияет мёртвым светом в ночном небе, особенно в полнолуние. Настоящая, вторая Солнечная система – система четвёртого порядка – существует в шестимерном пространстве. Там сияет шестимерный шар – Сердце Солнца, истинное Солнце, благодаря которому наше… «Солнце светлое восходит, озаряя мглистый дол, где ещё безумство бродит, где ликует произвол» - эпохального значения современная работа «КАРТИНА МИРА». А это уже реальная метафизика Великой Тьмы Квадрата Малевича, скрывающая Величие и Красоту Сияния!


Здесь добавлю, что чёрный цвет символизирует в данном случае именно эту - нашу, непринципиальную субстанцию (с точки зрения Космоса), которая «чёрной Завесой» накинута на этот мир видимых явлений, делая его на самом деле, лишь чёрно-белым, разделяя горний мир от дольнего и скрывая всю истинную красоту и живописность духовной реальности! Пробудившиеся же и прозревшие осознают, что за тьмой материи - грядёт сияние торжества Духа!

Чёрный цвет в европейской культуре - это цвет смерти, траура, бурных событий, ада. Белый цвет прижат к рамкам картины и явно проигрывает. Если икона своими сияющими красками приглашает нас в мир, где зло побеждено, то Чёрный квадрат приглашает нас в область тьмы... Чёрный квадрат - это бездна, пропасть, зияющая под ногами, воронка или круги ада, затягивающие нас внутрь стяжающей материи…

Чёрный цвет визуально кажется куда более подвижным, энергичным, нежели белый. Чёрный - динамика, белый - статика. В чёрном проёме, как в чёрной дыре, могут быть скрыты даже невидимые нам лица или существа…

Так действительно ли Малевич разгадал загадку бытия, сняв покров с вещей и людей? Может, утрачивая свой облик, нам действительно предстоит путешествие в космическом мраке?

Сгусток тьмы открывает путь в незримую бездну, свободную от оптических иллюзий, которым подвержен человеческий взгляд, он навеки застыл в своём первозданном величии, отринув суету мира и вырвавшись за пределы любого однозначного толкования. Квадрат неизменен в своей кажущейся простоте, меняются только зрители, смотрящие на него из своих быстротечных эпох в поисках тайного смысла и не находящие порой ничего, кроме пустоты внутри самих себя.

У К. Малевича имеется три квадрата - белый, чёрный и красный. Вот как сам художник объясняет свою идею в работе «Супрематизм»: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как "чистого действия", как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве "всечеловека". В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие». Все эти объяснения так же «рационалистичны», как и эзотерические трактаты - только для посвящённых! Из всех трёх квадратов всемирная слава досталась только чёрному. Символика каждого цвета уходит корнями в истоки истории существования человека на земле.

Чёрный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия, это «нет» существующему порядку вещей; чувство, связанное с чёрным цветом, - страх (цвет траура в европейской символике). «Если Белый цвет - символ воплощённой полноты бытия, чёрный - символ небытия, хаоса...» - отмечает А. Белый. «Чёрный квадрат» - отражение Вселенского Нуля, Небытия, состояния Творческой Идеи. Числа, отражающие все явления ноуменального мира, выходят из нуля, как из матрёшки, до бесконечности. И форма, и цвет - всё в искусстве Серебряного века становится многозначными символами, атрибутами Духовного Абсолюта.

Инородность работы художника К. Малевича уже не столько восхищает простых зрителей, сколько кидает их в дрожь. Что-то всё таки в этом мощное и даже пугающее… Что-то сверх обычного. Проникнуться живописью Малевича обычному человеку наверное даже опасно, слишком огромная (другая!) СИЛА кроется там. Но когда-нибудь (а может быть даже и очень скоро!), широкая общественность, всё же сможет заглянуть, правда уже с помощью всепроникающего взгляда истинного Мыслителя, - в Великую Тьму Квадрата Малевича, и тогда перед нашим с Вами взором, всё же раскроется истинная КАРТИНА МИРА!

                                                                                                                    
                                            Елена Ерёменко
 

Комментарии

  1. Тот, кто хотя бы раз видел эту картину "Чёрный квадрат" К. Малевича, уже не забудет её никогда. Она навсегда врезается в память, оставляя в ней не стираемый отпечаток, ощущение сопричастности к чему-то неведомому, что невозможно не только высказать, но даже помыслить...

    Проникнуться живописью Малевича обычному человеку наверное даже опасно, слишком огромная (другая!) СИЛА кроется там. Но когда-нибудь (а может быть даже и очень скоро!), широкая общественность, всё же сможет заглянуть, правда уже с помощью всепроникающего взгляда истинного Мыслителя, - в Великую Тьму Квадрата Малевича, и тогда перед нашим с Вами взором, всё же раскроется истинная КАРТИНА МИРА!

    ОтветитьУдалить
  2. «Чёрный квадрат», в безбожном воюющем мире начале XX века, являет собой новую эпифанию (греч. – выход наружу, явление проявления Божества в форме!) вечности, новый архитип божественного совершенства!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Поделиться: