- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
«КУЛЬТУРА - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ТВОРЦА, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ОН ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЦИВИЛИЗАЦИЮ»
Будущее вселяет надежду. Будем основывать наш оптимизм на самом человечестве. Давайте признаем тот очевидный факт, что в каждом человеке заложено особое качество, внутреннее неотъемлемое свойство, которое можно назвать «мистическим восприятием». Это свойство подразумевает бессмертное, хотя подчас и неосознаваемое чувство божественности; оно включает постоянную возможность видеть мир души и соприкасаться с душой, улавливать (во все возрастающей мере) природу Вселенной. Оно позволяет философу осознавать мир смысла и – благодаря достигнутому восприятию – прикасаться к Реальности.
А кроме всего прочего, это способность любить и идти к тому, что относится к не «я». Она дарует умение улавливать идеи. История рода человеческого – это, по существу, история последовательно происходящего осознания всё более высоких идей и роста решимости человека жить ими; попутно нарабатывается способность ощущать неизвестное, верить в недоказуемое, стремиться, искать и требовать откровения того, что является тайной и что – столетие за столетием, благодаря требовательному исследовательскому духу – всё-таки открывается.
Это способность распознавать прекрасное, истинное, благое и посредством творчества в искусстве доказывать их существование. Именно эта врожденная духовная способность создала всех великих Сынов Божьих, всех по-настоящему духовных людей, всех художников, ученых, гуманистов и философов, всех, кто самоотверженно любит своих собратьев.
Над собственным индивидуальным совершенствованием люди работают уже повсюду; тот же мотив руководит группами в каждой нации. Побуждение достигать большей красоты самовыражения, характера и жизненных условий является извечной выдающейся чертой человечества.
На ранних стадиях истории расы это побуждение проявлялось как стремление к лучшим материальным условиям и окружению; сегодня оно выражается у многих как потребность в красоте, досуге и культуре. Культура испокон веков призвана объединять людей (сочувствием, сомыслием, содействием, идеологией). Культура может быть элитарной, но массовой бывает только посредственность. Выразителями русской культуры являлись представители высшего сословия дворянства, задачей которого было на определенном этапе эволюционного развития формировать полноценные ЛИЧНОСТИ в обществе.
В XXI в. Россия положит основание будущей Великой Культуры Духа – и Всемирное Братство станет Реальностью. Культура – это выражение интеллектуальных и жизненных ценностей у интеллигенции, которая призвана проводить ИДЕИ, и задача КУЛЬТУРЫ нести идеологию в массы, в ЦИВИЛИЗАЦИЮ. Если «пройтись» по истории России, начиная с XII века, то вхождение новой культуры не единожды порождало революционные ситуации.
ДВОРЯНСТВО
В XII в. дворяне – это низшая часть военно-служилого сословия, дословно «человек с княжеского двора», или «придворный», для выполнения различных административных, судебных поручений. Это некий аналог британского виконтства, титул средний между бароном и графом. Это опора князю, в дальнейшем, царю. Это некий бюрократический аппарат, чиновниками были дворяне. Боярство и дворянство были слиты в единое сословие – дворянство - господствующее привилегированное сословие.
В XVI в. появляются столбовые дворяне – это потомственные дворяне знатных родов, занесенные в столбцы – средневековые списки о предоставлении поместий на период несения службы. Поместное дворянство – это уже помещики. Многие дворяне были помещиками, и много позже, только 3% осуществили переход своих хозяйств на капиталистическую систему. Остальные разорялись, закладывали свои имения и продавали их. Дворянство сохранило ведущие позиции в Земском самоуправлении, занимало руководящие чиновничьи должности в государственном аппарате.
Ну, а что же с образованием и культурой дворян? Откуда они черпали впечатления, чем вдохновлялись? Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы.
Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.
Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию - «Слово о погибели Русской земли». Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» - составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами».
Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры. Предшествовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания.
Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни- «славы» в честь князей и их воинов. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии.
Не менее важна роль дворянства в том, что благодаря всему этому в обществе закрепился интерес к литературе, интерес приобрели частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения. На всем этом воспитывались дворянские дети - Любовь к Отечеству, героизм, жажда подвига.
Не менее важна роль дворянства в том, что благодаря всему этому в обществе закрепился интерес к литературе, интерес приобрели частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения. На всем этом воспитывались дворянские дети - Любовь к Отечеству, героизм, жажда подвига.
Дворянское воспитание – это не педагогическая система, не особая методика и не свод каких-то правил. Это стиль поведения, одежды. Это усваивалось сознательно, а отчасти, путем привычек и подражания. Так, в XVIII в. культивировалось массовое обучение музыки. Не менее важным считалось развитие художественного вкуса и творческих способностей. Уроки рисования входили в обязательную программу дворянского образования.
Во многих имениях были театры и оркестры, но играют в них актеры и музыканты, которых можно было продать или обменять. (До 1861 года существовало крепостное право.) Наблюдался
мощный всплеск театральной культуры. В Санкт-Петербурге
гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы, которые показывали весь лучший классический репертуар
того времени. Театромания приняла такие размеры, что правительство издало указ,
разрешающий всем желающим устраивать театры.
Развитие художественного вкуса,
приобретение определенных эстетических представлений требовали
мастеров-ремесленников, которые бы прививали детям определенные представления о жизни. Для ремесленников создавались сословные учебные заведения, которые подготавливали их для обслуживания утонченных вкусов дворян.
Честь и Достоинство – это неписанные принципы дворянина. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не только теоретические предписания, а те принципы, которые реально проявлялись в быту, в поведении, в живом общении. Отношение к военной и государственной службе дворяне связывали со служением обществу России. Девиз "Служи верно, кому присягнешь". Даже не состоящие на государственной службе дворянин был вынужден заниматься делами своего имения и своих крестьян. Правило "Служи верно" входило в кодекс дворянской чести и имело статус этической ценности, нравственного Закона.
Однако у провинциального, мелкопоместного дворянства общая культура была невысока. «Нищета рассудка» была характерной для немалой части господствующего сословия. Именно тогда появилось выражение «светская чернь», для обозначения духовной пустоты и некчемности многих представителей высшего света, блистающих на бесконечных балах. Для многих дворянских недорослей единственным способом сделать карьеру была военная служба. Видимо, у А.С. Грибоедова было достаточно оснований говорить: "Мундир, один мундир. Он в старом их быту когда-то украшал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету..."
Отдавать детей в учебу (в том числе, если потребуется, и за границу) стало составной частью дворянской службы. При Петре речь пошла уже об обязательном светском образовании: все дворянские дети с 10 до 15 лет должны были обучаться в цифирных школах, где, кроме грамоты, преподавали и элементарную математику, предмет для России совершенно новый. В ответ на массовое уклонение от "учебной повинности" в 1714 г. был издан указ, запрещавший священникам венчать дворянских отпрысков, не предоставивших от учителя справки об успешном окончании курса.
Отдавать детей в учебу (в том числе, если потребуется, и за границу) стало составной частью дворянской службы. При Петре речь пошла уже об обязательном светском образовании: все дворянские дети с 10 до 15 лет должны были обучаться в цифирных школах, где, кроме грамоты, преподавали и элементарную математику, предмет для России совершенно новый. В ответ на массовое уклонение от "учебной повинности" в 1714 г. был издан указ, запрещавший священникам венчать дворянских отпрысков, не предоставивших от учителя справки об успешном окончании курса.
ГУСАРЫ
В России первые гусарские части были образованы при царе Михаиле Федоровиче, в них служили завербованные поляки и немцы. Первое упоминание о русских гусарах относится к 1634 году, в документах 1694 года говорится о трех гусарских ротах, которые участвовали в Кожуховском походе. Петр I Великий создал регулярную армию, в которой исчезли иностранные полки гусар. Появились они снова только в 1723 году и были сформированы из сербов австрийского происхождения.
Во времена царствования Анны Иоанновны вернулись к идее образования гусарских регулярных полков. Вербовали в них выходцев из разных стран: сербов, валахов, венгров, грузин. Было сформировано пять полков, но разное происхождение воинов и разный социальный статус принес больше вреда государству, чем пользы.
При Екатерине II полки стали формировать только из русских солдат и офицеров-дворян. Именно при Екатерине Великой сформировалась идеология этого воинского сословия, екатерининские гусары обрели русский дух и менталитет. Именно они стали прообразами персонажей в кино и на телевидении, и с ними у русского человека ассоциируется само понятие - бесшабашное поведение, лихость, дерзкие выходки, чаще всего "под хмельком".
При Екатерине II в полки гусар стали набирать представителей интеллектуальной элиты той эпохи. К 1812 году в государстве насчитывалось около 12 полков, а к 1834 году – 14. В 1882 году гусарские полки были переименованы в драгунские. В начале ХХ века Николай II с целью возродить дух русской армии восстановил гусарские полки. Он вернул им название и первоначальную форму. В 1914 году в государстве было 14 гусарских полков и два гвардейских.
Интересные факты о гусарах. С гусарами связано множество интересных фактов, вот некоторые из них: первые гусары в Венгрии сильно отличались от привычного нам образа. Они носили тяжелые доспехи, обязательным атрибутом их формы были звериные шкуры.
Ранние гусары носили крылья. Отсюда их прозвище «эскадрон летучих гусар». Носили крылья в основном сербские и польские гусары. Считалось, что таким образом они наводят ужас на противника В XIX веке гусарами желали стать все. Но не всех отбирали в эти полки. По фильмам мы видели, что все гусары как на подбор: высокие и хорошо сложенные. Но на самом деле в гусары высоких не брали.
Интересным и многофункциональным атрибутом одежды гусар был их головной убор – кивер. Они жили войной, следовательно, при себе нужно было иметь все самое необходимое, которое они как раз и носили в кивере. Головной убор имел двойное дно, именно туда складывали самое ценное.
Череп с костями - герб, который был утвержден у Александровского гусарского полка. Этот символ обозначал не только смерть, но и победу над ней. Этот именитый полк еще называли «гусарами смерти» или «бессмертными гусарами».
Образ гусара всегда был почитаем, его очень часто использовали в художественной литературе и анекдотах для поднятия боевого и патриотического духа народа. Например, пьеса «Давным-давно» Гладкова с феноменальным успехом шла в театрах, популярными и любимыми зрителем стали фильмы «О бедном гусаре замолвите слово» и «Эскадрон гусар летучих». Тайна, доблесть и романтизм тесно переплелись в образе русского гусара.
ДЕКАБРИСТЫ
Начало XIX в. можно назвать «золотым веком» русской культуры, который можно по праву назвать дворянским. В этот период дворянство играло ведущую роль в развитии общественной мысли России, являясь наиболее свободным, просвещенным слоем общества. Идеи, приведшие к восстанию декабристов дворян, появились и оформились во время войны 1812 г. и дальнейших заграничных походов.
Офицеры получили возможность познакомиться с другим образом жизни, с конституционной монархией и другими европейскими политическими системами. Основной причиной восстания декабристов стало знакомство российских офицеров с идеями западных национальных движений, партий, мыслителей. Они мечтали об отмене крепостного права. Самодержавие предлагалось заменить на конституционную монархию.
Но метафизические причины порождение революции крылись в новой Культуре. В воплощение пришла блистательная плеяда поэтов, писателей, ученых Эпохи Просвещения. Ломоносов, Державин, Вяземский, Пушкин, Тургенев, Достоевский. Они несли Культуру, пронизанную идеями Творца. Она воспринималась, как духовное воздействие на массы (Цивилизацию) и порождала конфликты.
Но метафизические причины порождение революции крылись в новой Культуре. В воплощение пришла блистательная плеяда поэтов, писателей, ученых Эпохи Просвещения. Ломоносов, Державин, Вяземский, Пушкин, Тургенев, Достоевский. Они несли Культуру, пронизанную идеями Творца. Она воспринималась, как духовное воздействие на массы (Цивилизацию) и порождала конфликты.
В 1818-1821 существовал «Союз благоденствия». Его основной целью было формирование общественного мнения, чтобы появились сторонники во всех сферах. Для этого члены общества должны были создавать легальные литературные, благотворительные и иные общества, продвигая в массы определенные идеи. Членам Союза вменялось в обязанность активное участие во всех сферах общественной жизни, они должны были стремиться к получению ключевых постов в армии и различных правительственных учреждениях.
Причиной активного восстания послужила смерть императора Александра I. В планах декабристов было занятие Зимнего дворца, изоляция (при необходимости – ликвидация) царской семьи и передача трона Константину Романову. Официальным руководителем восстания был князь Трубецкой. Новый император Николай I знал о готовящемся восстании от его непосредственных участников, например, Якова Ростовцева, считавшего восстание против монарха противоречащим дворянской чести.
Восстание было жестоко подавлено в день его начала – 14 декабря 1825 года. Моряки Гвардейского морского экипажа "Черноморец" сыграли важную роль в событиях. Образованная часть офицеров русского флота, традиционно привлекавшего на службу целеустремленных романтиков-первооткрывателей и патриотов, были близки идеи свободомыслия и реформаторства, они подняли мятеж, они сопротивлялись целую неделю.
Восстание было жестоко подавлено в день его начала – 14 декабря 1825 года. Моряки Гвардейского морского экипажа "Черноморец" сыграли важную роль в событиях. Образованная часть офицеров русского флота, традиционно привлекавшего на службу целеустремленных романтиков-первооткрывателей и патриотов, были близки идеи свободомыслия и реформаторства, они подняли мятеж, они сопротивлялись целую неделю.
После подавления восстания декабристов Николай развернул масштабные мероприятия по искоренению революционной ситуации. Тайная канцелярия, возглавляемая дворянином Бенкендорфом занималась политическим сыском. «Голубые мундиры» - жандармы работали очень оперативно. Согласно официальным данным: Погиб 1271 человек. 710 человек было арестовано и переправлено в Петропавловскую крепость. Некоторых отпустили, и следствие велось в отношении 579. Из них официально признаны виновными 287. 120 человек было выслано на каторгу или в ссылку. Пятерых повесили.
Но, как мы уже знаем, что революции происходят в результате вхождения КУЛЬТУРЫ, несущей идеи. Культура вошла в противоречие с общественным устройством и государственной системой. И получили то, что получили. Но в России присутствует цикличность в истории, так еще будет в 1917г. и в XXI в.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДУЭЛИ
Русское дворянство родилось как военная каста. Дворянин был человек с оружием, и назначением его было вооруженное вмешательство в ход жизни — война, подавление мятежа. История российского быта, в том числе и быта психологического, разработана у нас чрезвычайно слабо.
В частности, такое важное историческое явление, как русская дуэльная традиция, редко попадало в поле зрения исследователей. Между тем без разработанной истории дуэли невозможно понять развитие дворянского самосознания в России петербургского периода, а, стало быть, и историю русского дворянства вообще.
История русской дуэли XVIII–XIX веков — это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. И все это многообразное и яркое явление было результатом сокрушительного психологического перелома — перехода от Московской Руси к петербургской России.
Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов новой петербургской культуры поведения, вне зависимости от того, в каком конце империи они происходили. С дуэльной традицией неразрывно связано и такое ключевое для петербургского периода нашей истории понятие как честь, без исследования которого мы не сможем понять историю возмужания, короткого подъема и тяжкого поражения русского дворянства.
В истории дуэли сконцентрировалась драматичность пути русского дворянина от государева раба, каковым он пришел из Московской Руси в Петровскую эпоху, к человеку, жаждущего свободы и готовому платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства, как он понимал его на высочайшем взлете петербургского периода в пушкинские времена.
В полной мере Пушкин осознавал себя наследником этой суровой традиции дворянства: «Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил…».
В молодости, крепко сложенный, мускулистый, с прекрасной реакцией, наездник, фехтовальщик и стрелок, он жаждал физического действия. Он понимал азарт и прелесть физического противоборства и постоянно к нему стремился. Пушкин, как создатель цельной системы мировосприятия, завершил собой классический, здоровый этап петербургского периода истории России.
Дальше пошло разложение этого типа культуры, и, по существу, завершилась, как мы увидим, история русской дуэли. Существовали два дуэльных кодекса. Один, составленный австрийцем Францем фон Болгаром, основан на французском кодексе 1830-х годов и воспроизводит те правила, которые регулировали поведение дуэлянтов в пушкинские, да и более ранние времена. Этот кодекс суммировал неписаные правила европейской дуэли.
Другой кодекс фиксирует те правила, которыми пользовались уже после легализации дуэлей в российской военной среде по указу Александра III от 13 мая 1894 года. Этот кодекс систематизировал всю российскую дуэльную традицию. Сравнение двух кодексов предоставляет возможность проследить развитие и упорядочение дуэльных представлений.
"Невольник чести беспощадный,
Вблизи он видел свой конец,
На поединках твердый, хладный,
Встречая гибельный свинец".
Пушкин, 1820г.
Посмотрите российский приключенческий фильм режиссера Алексея Мизгирева, снятый в 2016 г. по заказу кинокомпании Columbia Pictures «ДУЭЛЯНТ». Судите сами – деградация дворянства – где честь, где слава? А впереди – позор.
И еще. Пушкин мечтал о духовной и интеллектуальной элите общества. "Какой же общественный строй мог породить такую элиту?" И сам себе отвечал: «Это старинное дворянство, кое ныне, по причине раздробленности имений, составляет РОД». И это 1830 год, представляете, какое это было дворянство?
И все же, хотя Пушкин далеко опережал время, но вряд ли РОД дворянский мог быть проводником божественной Идеи? Честь и достоинство – это для них, а вот пробужденные Души? Не удержали дворяне красоты за собой, это был русский мираж. Родовые семейства массами переходят в семейства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе, здесь - то и появляется внук-мизантроп. Какая уж тут "белая кость"?
И все же, хотя Пушкин далеко опережал время, но вряд ли РОД дворянский мог быть проводником божественной Идеи? Честь и достоинство – это для них, а вот пробужденные Души? Не удержали дворяне красоты за собой, это был русский мираж. Родовые семейства массами переходят в семейства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе, здесь - то и появляется внук-мизантроп. Какая уж тут "белая кость"?
Тогда в России не созрели условия для проявления Национальной Души, Личность России набирала обороты, и РОД дворянский не смог бы выполнить роль Геракла, который бы убил Немейского Льва. Что и произошло в России, когда Солнце находилось в Стрельце, в 2017 году. Но теперь вопрос – осознает ли свою Национальную Душу Россия? Или будет сопротивляться божественному проявлению?
Клара Семёновна Коркина
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий