ЧЕМ ОГРАНИЧЕНА СВОБОДА ВОЛИ ВЫБОРА ЧЕЛОВЕКА?


Свобода воли (liberum arbitrium) – способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её определении и природе. Существуют две противоположные позиции:

  • метафизический либертарианизм – утверждение, что свобода воли существует или по крайней мере возможна,
  • жёсткий детерминизм – утверждение о том, свободы воли не существует.

Читателю предлагаю посмотреть небольшой видео ролик как раз на эту тему. Беседу с врачом, кандидатом медицинских наук Искандером Валитовым, ведёт Дмитрий Куликов.

Обратили внимание?- беседующих интересует: «…насколько поведение человека, насколько сам человек детерминирован, насколько он несвободен в своих решениях, в своих действиях, в своих поступках, и насколько свободен. Где проходит граница между его запрограммированностью и способностью на поступок?»

По сути, они рассуждают о свободе воли выбора человека, как способности индивида к самоопределению. Пожалуй, об этом я и начну писать. А начну я, отталкиваясь не от понимания сути «свободы», а от того, что может накладывать на человека ограничения, а по сути: в чём суть НЕСВОБОДЫ.

Многомерная структура человеческой ограниченности

Физические ограничения

Свобода воли выбора – такая навязчивая идея для многих умов. Так всё-таки: существует ли реальные ограничения свободы воли выбора, и если да, то в чём они себя выражают? И главное: существуют ли реально абсолютно свободные индивидуумы? Давайте разбираться.

В истории философии можно выделить два основных способа дедукции понятия о свободе воли. Первый (его придерживались Аристотель, Фома Аквинский и Гегель) сводится к аналитической дедукции понятия о свободе воли из самого понятия воли как способности разума к самоопределению и порождению особой причинности. Второй способ (прослеживается от Платона и стоиков через Августина и большую часть схоластов вплоть до Канта) – постулирование свободы воли как независимости от внешней (природной или божественной) причинности и в силу этого как способности к самоопределению.

Принцип свободы воли имеет следствия в религии, этике и науке. К примеру, в религии свобода воли подразумевает, что желания и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением. В этике существование свободы воли определяет моральную ответственность людей за свои действия. В науке изучение свободы воли может выявить способы прогнозирования человеческого поведения.

Человек мнит себя свободным делать что хочет, чтобы его воля никогда не была ограничена другой волей, даже если это высшая воля. И в общем-то это правильно… до определённого времени. Индивидуальная свободная воля человека – своеволие – эволюционирует у каждого человека так же, как эволюционируют его чувства и ум от воплощения к воплощению. На всём протяжении эволюции своеволия, человеку кажется, что он полностью свободен и поэтому может «посылать» всех и вся куда подальше, не осознавая, что любая, даже самая свободная, воля имеет ограничения. Рассмотрим их.

Ограничение свободы имеет многомерную структуру. Первым фактором в этой структуре является ВРЕМЯ. По сей день человечество так и дало ответ: что же такое время? Почему оно течёт и не останавливается? И куда девается время, после смерти индивидуума?

Ограничение накладывающееся временем, пожалуй, настолько очевидное, что кажется и так всё понятно. Ну мы же не может ни ускорить, ни замедлить течение времени. Так же, как и обратить его вспять. И тем не менее, так в чём же суть самого ограничения времени?

Воланд, в «Мастере и Маргарите», сказал по этому поводу хорошую фразу: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» Memento mori – звучит банально, но смерть реализует фундаментальное ограничение буквально всего и вся. И это – трюизм. На самом деле Воланд акцентировался не просто на смерти, а на её внезапности.

Если смерть ограничивает человеческую жизнь неким временным пределом, то фактор внезапности смерти указывает на то, что время накладывает собственную волю на своеволие человека. Человек не защищён от внезапности, и именно от внезапности смерти. Вот так время вносит ограничение существования индивидуума, противится которому абсолютно невозможно.

Естественную смерть можно рассматривать просто как некий предел возможного и естественного ограничения, к которому можно и нужно подходить в полной готовности: упорядочить собственные дела, решить вопросы с наследством и так далее и тому подобное. К внезапной смерти подготовиться не получится, потому что она неведома и неуправляема, и в таком случае человек уже ограничен в собственной воле выбора.

Временно́е ограничение свободной воли выбора человека, которое, на самом деле, инициируется кем-то. …потому что – «Кирпич ни с того ни с сего, никому и никогда на голову не свалится». Надеюсь, помните, кто сказал эту знаменитую фразу. Падающий кирпич, как феномен ограничения, может оборвать жизнь, но на самом деле здесь действует время.

Вспомните беднягу Берлиоза. Его свободная воля выбора решительно была направлена на то, чтобы непременно в десять часов вечера участвовать в заседании МАССОЛИТА. Но …не судьба, «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила», и заседание не состоялось.

Итак, время – первый фактор, ограничивающий свободную волю выбора человека. Время, которое, являясь, по сути, безграничным само по себе, преобразует эту неопределённость в конкретный феномен. Например, …активного воздействия кирпича о чью-то голову.

Вторым фактором, ограничивающим свободную волю выбора человека, является ПРОСТРАНСТВО. Это ещё одна банальность, и много распространяться по этому поводу нет смысла. Скажу только, что пространственные ограничения могут меняться, как в сторону большей, так и в сторону меньшей свободы. Кто жил в СССР помнит, что никакая свободная воля не смогла бы отправить человека за границу. Ограничений было столько, что сейчас их даже и не вспомнить все. С распадом Союза множество этих ограничений утратило силу, а значит, границы свободы выбора расширились. Этот ограничивающий фактор относится к относительным ограничениям.

Тем не менее, существуют и абсолютные ограничения. К абсолютным ограничениям относится такое вот понятие: «кольцо не преступи», например, Солнечной системы. До определённого времени, к абсолютному ограничению относилось планетарное «кольцо не преступи». Но и здесь мы наблюдаем расширение границ. И всё же большинство людей пространственное ограничение воспринимают просто как территориальный ограничивающий фактор.

Третья причина, ограничивающая свободную волю человека – человеческий УМ. Кажется парадоксально, на первый взгляд, но чем более у человека развит ум, тем большее ограничение он привносит человеку. Парадокс разрешается просто – малоразвитый ум не осознаёт большинства собственных ограничений, а поэтому, индивидууму кажется, что ограничений вовсе и нет. С развитием ума индивидуум постепенно развивается в личность, которая начинает различать Я от не-я и откликаться на слабый свет своей человеческой Души, и в этом свете перед личностью начинает постепенно разворачиваться полная картина ограничений собственного ума.

Апофеозом достигнутого предела ограничений считается такое состояние, когда ум становится «убийцей реального». Дело в том, что ограничение реальности связано с невозможностью ума проникать в миры смыслов и причин. Ум, синтезируя пять чувств, способен воспринимать только мир явлений. И это его основное ограничение для восприятия истины. Подробности в статье «Три мира – одна истина».

Ограничивающее действие культуры

Человек рождается как животное, имея в своём распоряжении набор инстинктов. У него есть только два фактора ограничений – время и пространство. Не напитавшись культурной традицией от людского сообщества, ребёнок так и останется полностью свободным от четвёртой ограничивающей причины – культурного фактора.

Человек становится человеком только в культурной человеческой среде. Человек-маугли так и останется только человеческим детёнышем, но никак не человеком, если с рождения и до семилетнего возраста он не вступит в полноценный контакт с людьми, который зародил бы в нём человечность, в непосредственном смысле этого слова.

Культурой конкретной нации постепенно насыщается индивидуум, и тем самым в нём зарождаются основы человеческого самосознания. Процесс формирования происходит за счёт обмена психическими энергиями между ребёнком и человеком за счёт речи, за счёт визуального и тактильного контакта – всё это заключено в слове «воспитание».

Воспитание формирует из мыслящего индивидуума человека-личность за счёт активности ума. Но воспитание, через сознание, накладывает на личность ограничения, связанные с культурными традициями той нации и той территории, на которой развивается личность. Основное ограничение человеку, воспитанному в соответствующей культурной традиции, приносит язык, как средство общения.

Изучая языки и становясь полиглотом, человек раздвигает границы языкового барьера. Тем не менее, существует множество факторов, накладывающих ограничение на свободу выбора личности. К таким факторам относится религия либо членство в каких-то организациях. Даже если человек профессиональный спортсмен – это так же накладывает ограничения на человека. Если человек служит в армии – это тоже ограничения, и ещё какие!

Приведу простой пример действия культурного ограничивающего фактора. Допустим, молодая девушка, воспитанная в европейской культурной традиции, приехала, например, в Саудовскую Аравию. Если она не со всей серьёзностью отнеслась к проблеме соблюдения специфики дресс-кода, то она может жестоко пострадать от того, что решив выразить свободную волю в выборе одежды, вырядится в неподобающем виде.

Насколько строги эти ограничения – это проблема кроется в глубоком различии некоторых цивилизаций друг от друга. Однако есть такие ограничения, которые не связаны с культурой, но всё же формирующие у сознательного индивидуума запрет его неуёмным желаниям. Именно для человека-личности и были даны «Заповеди» через пророка Моисея, которые должны были ограничивать человека в его желаниях.

Итак, ум человека формирует у человека 3-й ограничивающий фактор, в то же время, превращая человека из индивидуума в личность. Четвёртый ограничивающий фактор у человека формирует культура. На этом можно было бы и завершить статью, но то, что я написал – на самом деле, обычная банальность. Самое интересное – будет впереди. Обойтись без банальности было невозможно, иначе будет непонятен дальнейший текст. 

«Страж свободы человека – его совесть» (Лихачёв Д.С. академик)

Все предыдущие описанные мною ограничения свободы выбора применимы к любому индивидууму. Однако есть ещё такие ограничения, которые не связаны с нашим объективным миром, но, тем не менее, активно действующие наяву. К таким ограничениям относятся ограничения накладываемые человеческой Душой. Эти ограничения проявлены не у всех, но те люди, у которых эти ограничения есть, могут с полной уверенностью заявить о реальном водительстве Души.

Дело в том, что активность Души человеческой чаще всего проявляет себя именно через ограничение. Каким образом Душа реализует ограничения в объективном мире личности из мира субъективного? В первую очередь, воздействуя на личностный ум. Но не только вносить ограничения может она, но и  раздвигать их рамки.

Свобода воли выбора – на самом деле реально эту фразу следует применять именно только в отношении Души человека. А её выбор – это всего лишь выбор: идти ей в воплощение или нет. Проявленная Душа в человеке сужает или, наоборот, расширяет нравственный «коридор» индивидуума. Ограничения Души человеческой, которая проявлена и активна в воплощении, утверждаются фразой, произнесённой Иисусом во время проповеди своим ученикам, – «возлюби Бога». До этого времени, когда идёт становление личности, а Душа человеческая не активна, тогда через животную душу формируются нравственные ограничения личности – «возлюби ближнего».

Интересный факт: задача Души не состоит в том, чтобы вносить ограничения в жизнь личности. Скорее всего, наоборот, Душа стремится раздвинуть границы личностных ограничений и, в первую очередь, раскрывая личности мир смыслов. И когда это происходит, восторженный мыслитель способен наблюдать не только мир явлений, анализируя события и факты, но и видеть то, что стоит за событиями и фактами – смысл и причины созерцаемых явлений.

Всё это становится возможным в лишь том случае, если личность становится добровольным служителем Души, её инструментом. Но чаще всего всё происходит наоборот. Личность начинает сопротивляться контролю Души. Здесь возникает фундаментальный парадокс: Душе нужен такой инструмент, который в процессе эволюции становится развитой, амбициозной личностью, но и суть эволюции Души состоит в том, чтобы обрести контроль над такой личностью. И тогда Душа начинает ограничивать личность.

На этапе эволюции личность, а особенно амбициозная личность, постоянно будет противиться контролю Души, и тогда Душа, добиваясь контроля над личностью, непременно наложит на человека ограничения свободы воли выбора. И чаще всего она действует через болезнь. Вообще, болезнь для человека – это угнетённая жизнь Души. То есть, препятствуя проявлению Души, личность непременно получит заболевание, которое будет наложено Душой, что выразится в конкретном ограничении для человека. Например, в виде постельного режима.

Для чего это делается? А вот для чего: заболевшему человеку даётся дополнительная возможность на время отойти от дел. Ум на время болезни освободится от всего мирского, и у человека откроется возможность поразмышлять над миром горним, в ущерб миру дольнему. Уверяю вас, Душа обязательно добьётся контроля над личностью. Пусть не в этой жизни, но в одной из следующих – непременно. Кстати, знакомое нам явления аутизма у некоторых индивидуумов – это ведь явная демонстрация ограничений Души.

Есть ещё один механизм воздействия Души, чтобы сформировать ограничения у человека. Например, таким ограничением является… тюрьма. Я приведу несколько примеров, когда гордыня личности не давала Душе выразить себя, и тогда, Душа, привлекая «невидимых помощников», создавала такие ситуации, которые приводили к изоляции человека – банальной тюрьмой, пусть даже под всяким надуманным предлогом. И вновь задействовав «невидимых помощников» Душа может самым чудесным образом освободить сидельца из заточения. Например, граф Калиостро был посажен в темницу и затем, чудесным образом освобождён; Наполеон был сослан в уединение на остров Эльба. В СССР активность системы ГУЛАГ была развёрнута во многом для того, чтобы активность Душ человеческих смогла хоть как-то реализоваться, тем самым достичь контроля над личностью.

Это подтверждается теми фактами, дошедшими до нас: когда освободившись, люди не жаловались на судьбу(!), более того, считали пребывание в лагерях даже полезным для себя. Это не значит, что подобное происходило с каждым, но со многими. По крайней мере, в этом вопросе надо подходить строго индивидуально, потому что может быть так, что сидельца отправили в лагеря вследствие ограничений накладываемых… кармой.

Кармические ограничения – это ещё один фактор ограничений, которых никто не может избежать. Однако есть исключения – служители, исполняющие миссию. Но это отдельная тема. Карма – это ограничения, формирующиеся в субъективном мире. Однако реализуются эти ограничения на объективных планах бытия в виде ограничений свободы выбора человека, вполне реально и конкретно. Люди мало задумываются о кармическом воздаянии. Ещё карму называют Причинно-следственным Законом. Суть его в том, что ни одно событие не проходит незамеченным мимо Владык Кармы: ни доброе, ни злое.

Добрые деяния формируют позитивную карму, злые дела – негативную. Проблема в том, что человек в основном не может отличить добрые дела от злых. Добрыми делами следует считать такие дела, которые мотивированы Душой человеческой, а не душой животной. А у большинства людей активна именно животная душа. Вот и получаются в итоге: благие намерения, которые ведут дорогой в ад. Ад – это символически. На самом деле: либо в текущем воплощении, либо в следующей жизни карма обязательно настигнет и непременно наложит ограничения свободы воли выбора. В чём конкретно будут эти ограничения? На самом деле это не так уж и важно, надо только знать: всё учитывается Владыками Кармы.

Почему карма накладывает ограничения на свободу воли? Дело в том, что карма накладывается не на самого индивидуума, а непосредственно на Душу, которая, как известно находится на ментальном плане. Именно на Душу человеческую. Не путать с Душой Божественной и душой животной. У человека в воплощении три души. Подробности ЗДЕСЬ.

Так вот: карма накладывается на ментальном плане на Душу человеческую, а реализуется она на физическом плане, то есть «расхлёбывать» её будет всё-таки индивидуум.

Следует указать ещё один фактор ограничений свободной воли личности. О нём мало что известно, но активность его всё же велика. Это – ЗЛО, которое в Библии называется «первородным грехом». Связано это с непринципиальной материей, доставшейся нам от предыдущей Солнечной системы. Этот «грех» заложен в самой материи, из которой выстроены наши плотные физические тела.

Существование человеческого царства здесь на Земле, как раз-таки предназначено для того, чтобы через искупление непринципиальную материю наполнить Святым Духом. Тогда наш планетарный Создатель перестанет считаться несовершенным Богом, а наша планета Земля из несвященной станет священной планетой. Это не простая тема, но даже любой диванный астролог знает о существовании священных и несвященных планет.

Зло, может, как сужать, так и раздвигать границы свободы воли выбора. В основном, простому человеку сложно сориентироваться, откуда вдруг идёт давление на судьбу. Зачастую непонятно: откуда так «придавило»? Но ещё хуже, если вдруг ниоткуда приходит этакий «добрячок», и вот, раздвигаются границы ограничений. Тут и надо бы призадуматься и вспомнить русскую пословицу о «бесплатном сыре в мышеловке».

Я описал только основные факторы ограничений человека. Но вот дальше я напишу о свободе от них. Реальной свободе.

Свобода нечеловеческая

И вот мы подошли к тому моменту, когда я буду писать о безграничной свободе выбора. Да, да, и такое бывает. Это – сладкая мечта любого человека, живущего на этой планете. Итак, у человека могут быть следующие ограничения воли свободы выбора.

1.      Временное ограничение.

2.      Пространственное ограничение.

3.      Ограничение ума.

4.      Культурное ограничение.

5.      Ограничение Души

6.      Ограничение зла.

Так вот, все эти ограничения снимает… ДУХ.

Дух, проявленный в человеке, делает его абсолютно свободным в осуществлении воли. Потому что это уже не своеволие, а воля духа. Время больше не подвластно человеку, он – бессмертен. Пространство больше не ограничивает человека, и он свободно перемещается не просто по территории, но и в других мирах многомерного пространства. Ум уходит на уровень инстинктов, исчезает личность, а Душа, как посредник, больше не нужна и распадается. Теперь человеку, чтобы появиться на земле, вовсе не нужно рождаться. Он может создать себе физическое тело посредством акта воли. Создать такое тело, какое посчитает нужным. Так человек становится сверхчеловеком, или адептом.

Но скорее всего такому человеку больше уже нечего будет делать на этой планете, планете боли и страдания, и он покинет её. Не очень многие достигли этой стадии за время существования человечества. Из числа известных можно назвать Будду и Христа. Очень-очень давно землю покинул Вьяса. Будда и Христос готовы были покинуть нашу планету, но задержались по просьбе Творца. К тому же Христос не до конца завершил начатую миссию тогда 2-е тыс. лет назад. Но когда он придёт во второй раз, это будет Его последний визит нашей планеты. После этого Он покинет нашу Землю, как и его собрат Будда. Их места в служении займут другие известные адепты.

Тем не мене, существует такой вот свободный выбор некоторых Великих, кто добровольно ограничил себя для помощи человечеству или помощи Богу, и решил снова воплотиться среди людей. Нет, не путём создания тела актом воли, а естественным рождением, как обычный человек, чтобы не выделяться среди обычных людей. Таких миссионеров называют аватарами. Они вновь входят в проявление естественным способом, через рождение, тем самым добровольно накладывая на себя все те ограничения, свойственные человеку, родившемуся от обычной женщины, в той культурной среде, которая свойственна конкретной нации и конкретной территории. Такова их миссия служения.

Ну и что – скажет дотошный читатель – нам то от этого что? А вот что: приход на землю Аватара Синтеза и Его совместная работа с Меньшим Аватаром, Всадником на белом коне с мечом в устах (Время Предтечи), продемонстрирует трансцендирование, что даст человечеству способность выходить за пределы, так называемого, Естественного Закона, вечное преодоление ограничений, которое будет осознаваться всё более широко.

Так о каких ограничениях идёт речь, и каким образом они будут преодолены? Например, человечество расширит границы пространственных ограничений, связанных с преодолением Естественного Закона гравитации. Это станет возможным после того, как наука официально признает существование эфира. Его сфера влияния и применения будет понята, а «сила» самого эфира, как фактор в материи или электрическое проявление энергии в определенных пределах, будет исследована наукой.

Это позволит человечеству использовать электрическую энергию в своей повседневной жизни пока ещё непостижимым для него образом, и откроет возможность пользоваться «могуществом четвертого порядка» (человечеству пока что будет разрешено отрыть один из четырёх эфиров, четвёртый подплан физического плана) в обычных хозяйственных нуждах. Например:

«…морские и сухопутные перевозки будут в значительной мере заменены использованием воздушных путей; перемещение объемных тел по воздуху при помощи мгновенного воздействия силы, или энергии, присущей самому эфиру, заменит нынешние способы»

Здесь я процитировал высказывания одного из адептов.

Сергей Дементьев
 

Комментарии

Поделиться: