РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК МОЗГ НАЦИИ


С момента появления интеллигенции на планете – а началом её появления можно считать 1500 год – она всегда раздражала власть. В России интеллигенция, в виде дворянства, зародилась позже, во времена Петра I. Тогда, в начале XVIII века, указом царя была принята «Табель о рангах», которая впоследствии менялась другими царями и царицами. Петровская табель о рангах насчитывала 263 должности, согласно которым дворянство и находило себе достойное место в служении царю и отечеству.

Со временем в слои интеллигенции стали просачиваться те, кто вовсе не принадлежал к дворянству. Как пример – судьба М. Ломоносова. В интеллигенцию стали проникать мужчины и женщины, получившие образование и вышедшие из низов. И это верно, потому что в функциональном (изначальном) смысле слово «интеллигенция» использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности. Значит, образование – необходимое, но недостаточное условие вхождения индивидуума в ряды интеллигенции. Достаточным условием вхождения в ряды интеллигенции будет считаться обладание критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и применение опыта на практике. …И ещё, отличительной особенностью интеллигенции всегда было и будет её способность к служению высшей идее, отечеству, человечеству, Богу. Иногда в список служения попадала персона царя.

Служение царю интеллигенция считала своим долгом только тогда, когда царь был проводником и выразителем идей, ценностей, которые интеллигенция пропускала через призму собственного критического осмысления. Если же царь не удовлетворял стандартам идеалов, формировавшихся в мозгу просвещённой части населения России, или же он переставал проводить волю Бога, ответом интеллигенции было появление народников, революционных демократов, бомбистов и прочих разночинцев.

Реакционная часть интеллигенции была оппонентом последним из рода Романовых и порою открыто выступала против царской власти. Наверное, можно даже констатировать, что интеллигенция начала ХХ века враждовала с властью. Власть отвечала ей тем же. А последний русский император Николай Второй говорил, что ему противно слово «интеллигенция» и его надо изъять из словаря.

Но вот в 17-м власть перешла к другим, и эта же власть, в лице её вождя В.И. Ленина, довольно-таки смачно высказывается по поводу интеллигенции. Дескать, она, интеллигенция, г**но нации. Так что же тогда произошло с интеллигенцией? А всё дело в том, что Ленин разделял интеллигенцию на тех, кто обслуживает интересы капитала, и на тех, кто несет знание простому народу, кто служит народным интересам. По мнению Ильича, те, кто служил капиталу, являются именно той субстанцией, которая выделяется в результате обменных процессов в организме человека.

А дальше… был «философский пароход». И не один. Из России шёл непрерывный поток тех, кто, по определению И.В. Сталина, мнил себя «солью земли», а на самом деле всего лишь обслуживал господствующий класс. В России же оставалась только та часть интеллигенции, которая служила народу, а не капиталу. Так в России появилась трудовая интеллигенция – этот термин был закреплён в сталинской Конституции СССР от 1936 года. А уже в брежневской Конституции СССР от 1977 года появляется народная интеллигенция. Что это такое – я не знаю. Как будто бывает антинародная интеллигенция. Тем не менее что такое «интеллигент проклятый», наверно, помнят многие, кто вышел из СССР

Наверное, тогда, в эпоху брежневского застоя, теперь уже народная интеллигенция начала постепенно превращаться в ту субстанцию, которая выделяется в результате обменных процессов в организме человека. Всё потому, что она была народной. Дело в том, что у слова «интеллигенция» не должно и не может быть никакого определения по типу: народная, реакционная, обслуживающая, буржуазная и т. д. Как только к слову «интеллигенция» добавляется какое-либо определение, она (интеллигенция) тут же теряет качество мозга нации и превращается в… (сами знаете во что). Российская беда в том, что истинная роль интеллигенции до сих пор так и не понята, хотя с петровских времён она всегда присутствовала на земле Российской империи или СССР.

Сегодня в Конституции России ничего не сказано об интеллигенции. А зря. Однако про интеллигенцию вовсе не забыли, это было сделано сознательно. …Кем? Сегодня это уже не важно. …Для чего? А для того чтобы российская интеллигенция ни в коем случае не приступила к исполнению своей непосредственной миссии: стать приводными ремнями между высшими идеями и повседневной мотивацией – процесс, который передаёт вечное движение мысли от Творца к человечеству.

Так какая же сегодня она, реально существующая интеллигенция в России?
Предлагаю посмотреть видеобеседы реальной интеллигенции о российской интеллигенции и сделать собственные выводы.


Вот что сказала историк Елена Панфилова:
«Мне кажется, что это здоровая ситуация, когда власть и интеллигенция по-разному видят пути развития. Если они начнут видеть одинаково, вот тогда у нас проблемы. Это у нас будет такая монополия идеологическая, которая у нас, в общем-то, и сегодня, и во многие предыдущие периоды пытались – вот все давайте думать одинаково. А интеллигенция, думающие люди, средства массовой информации — это зеркало, в котором то, что называется нацией, а под нацией мы ведь можем понимать что угодно: страну, людей, государство, государство плюс страну, государство плюс людей, – это же очень большие разные смыслы, интеллигенция – это и есть то зеркало, в котором страна, нация может увидеть себя. И если вдруг зеркало начнет показывать только вот эту замечательную картинку, как в сказке, «Кто на свете всех милее?», и все очень хорошо, то тогда у страны серьезные проблемы. Интеллигенция и власть, безусловно, должны и неизбежно всегда будут, и во всех странах, находиться в противостоянии.

Мой комментарий: То, что интеллигенция и власть иногда находятся в противостоянии друг другу – это вполне приемлемо. Однако это НЕ всегда и тем более НЕ безусловно. Более того, этого не должно быть. Интеллигенция – это не оппозиция, интеллигенция – это не зеркало, куда надо смотреться власти. Интеллигенция – это приводные ремни божественного механизма, чтобы передавать усилия горнего мира сюда, в дольний мир, воплощая собою творческую активность как основу социального благополучия.

Посмотрите, что по поводу интеллигенции сказал другой участник дискуссии.


Ведущий Михаил Зыгарь:
«…Может быть, роль интеллигенции в политическом развитии преувеличена и нам как-то не стоит уделять, что уж греха таить, себе такое большое внимание?»
Проф. Константин Морозов: «Если посмотреть вообще, как устроен политический процесс во всех странах, мы видим, что ключевую роль в обществах всегда играет не 70% населения, которые достаточно пассивны и погружены в свою повседневную жизнь. А ключевую роль играют политические элиты, ключевую роль играют журналисты, ключевую роль играют интеллектуалы, и с этой точки зрения интеллигенция производит, если так можно сказать, идеи, борется за смыслы. <…>
В 1930-е годы, строго говоря, в сталинское время, из интеллигенции просто вытравливают ее суть, в ней убивают творческий поиск и попытки размышления о будущем России, гражданскую ответственность, из неё делают чисто технологическую прослойку, и любая авторитарная власть в принципе и пытается рассматривать интеллигенцию в России, собственно российская авторитарная власть, как обслуживающий персонал. <…> Самая главная вина интеллигенции — она пытается повлиять на власть, на общество. Интеллигенция хочет иметь какое-то влияние на будущее, она пытается иметь право на гражданскую позицию, на гражданственность. Собственно, интеллигенция – это ведь не только интеллектуалы, да? Это и гражданственность, а авторитарная власть в России всегда терпеть не могла, что кто-то покушается на её прерогативу».

Я во многом согласен с Константином Морозовым – интеллигенция действительно должна производить идеи и бороться за смыслы. Одним словом: формировать идеологию развития общества, государства, наций, человечества. Однако как она (интеллигенция) должна это делать, он не сказал. Не сказал он и где брать идеи.

Но основная проблема интеллигенции сегодня вовсе не в смыслах и не в идее. Идеи и смыслы – продукт творческой работы мозга. Но если сегодня интеллигенция неспособна стать мозгом нации, тогда ей нет надобности в идеях и смыслах. В таком случае, как сказал проф. Морозов, из интеллигенции сделают технологическую прослойку, а власть всегда будет воспринимать её как обслуживающий персонал, а по сути, она так и останется г**ном нации.

Интеллигенция не просто должна хотеть влиять на будущее страны – как сказал Константин Морозов, интеллигенция ДОЛЖНА формировать будущее нации. Но для этого надо стать мозгом нации. Ни Путин, ни правительство, ни Дума никогда не сформулируют будущее России. Всё что они могут, – заглядывать в прошлое и опираться на заслуги отцов и дедов как фундамент своей легитимности.

Последнее, завершающее видео с историком Еленой Панфиловой.


Е. Панфилова: «Да, все формируют смыслы – и рабочие, и крестьяне, и все, но интеллигенция их транслирует. Без книгопечатания, без СМИ, без распространения этих идей не бывает никаких изменений, не было бы никаких изменений. Москва, Санкт-Петербург, ну и теперь мы добавим города-миллионники, откуда тоже происходит довольно много интересных идей, а они действительно находятся в центре вот этого диалога с большим знаком вопроса, диалог ли это, между властью и интеллигенцией».

Мой комментарий: Ну, конечно же, нет, НЕ формируют рабочие и крестьяне смыслы. Более того, идеи не черпаются из городов (миллионников или мелких), потому что для рождения идеи вовсе не нужно массовое скопление людей. Идеи эволюции человечества, формирования и развития наций формируются в уме Бога, как слазал русский философ В.С. Соловьёв. Проникая в Его ум, абстрактная идея нации осаждается в мозгу конкретного мыслителя – того, кто способен проникать в Ум Бога. Затем в уме мыслителя абстрактная идея принимает конкретную ментальную форму. Эта уже не абстрактная, а конкретная идея должна будет осмыслена интеллигенцией и затем уже, пройдя процессы трансформации, модификации, адаптации, транслироваться в массы в виде конкретной идеологии, идеалов, смыслов, концепций.

Но для этого интеллигенция всё же должна стать мозгом нации.

Сергей Дементьев
 
 


Комментарии

Поделиться: